Юридический грамотный ответ инспектору, который остановил без причины

Приветствую Вас, друзья!

И без того нелегкая судьба водителей (дорожает бензин, повышается стоимость ОСАГО...) зачастую осложняется ещё и неправомерными действиями инспекторов ДПС. Но если с ценами на бензин бороться невозможно, то с неправомерными действиями инспекторов бороться можно и даже нужно. Это поможет не только избавить себя от необоснованных протоколов и претензий в адрес водителя, но сделает самих инспекторов более дисциплинированными и осторожными, по отношению к водителям. Сегодня мы разберем, как в законе урегулирована весьма распространенная ситуация, когда инспектор останавливает водителя без причины и какие права есть у водителя в таким случае.

На сегодняшний день процедура остановки транспортного средства инспектором урегулирована Приказом №664 от 20.10.2017 года (ранее действовал 185-й приказ от 02.03.2009 года).

В данном приказе, в отличии от предыдущего, перечень оснований для остановки ТС расширен. Статья 84 предусматривает следующие причины для остановки транспортного средства:

  • подозрение в нарушении ПДД;
  • возможная причастность водителя к ДТП;
  • нахождение транспортного средства или находящихся в нем лиц в розыске;
  • необходимость дачи показаний водителем относительно увиденного ДТП, оказания помощи пострадавшим;
  • намерение привлечь водителя в качестве понятого;
  • необходимость использования ТС инспектором;
  • для ограничения или запрещения движения ТС;
  • проведение оперативно-розыскных мероприятий;
  • для проверки документов;

Как видите, перечень достаточно широк, и дополнен пунктом о возможности проверки документов у водителя вне стационарного поста ДПС. Однако остановка водителя без наличия хотя-бы одной из этих причин не допускается.

Конечно, если водитель воспользуется правом знать причину остановки, в большинстве случаев инспектор сошлется на необходимость проверки документов. Тут на помощь водителю приходит п. 106 Приказа №664, содержащий перечень оснований для проверки документов. К их числу также относится нарушение ПДД, ориентировка, розыскные мероприятия и т.д. Не смотря на то, что сотруднику ДПС предоставлены весьма широкие права по остановке транспортного средства, ситуации, когда инспектор останавливает без причины, или не может её сформулировать - продолжают происходить.

Мы разобрали немного теории, теперь перейдем к сути:

Как юридически грамотно реагировать на остановку водителя без причины:

Юридический грамотный ответ инспектору, который остановил без причины

1. В первую очередь, запомнить фамилию и звание инспектора - эта информация пригодится, если права водителя будут нарушены. Если с первого раза не услышали, то водитель имеет право переспросить, воспользовавшись ст. 45 Приказа №664.

2. Уточнить у инспектора причину остановки, руководствуясь ст. 84 Приказа.

3. Если инспектор в качестве причины ссылается на "проверку документов" то уточнить, в рамках какого пункта ст. 106 Приказа, Вас просят показать документы?

4. Если инспектор не дал внятного ответа на данные вопросы, то сообщите, что остановка ТС без причины не допускается.

5. В случае любых неправомерных действий инспектора, водитель может воспользоваться правом уточнить номер дежурной части, в котором он проходит службу (предусмотрено ст. 52). Подобный звонок для инспектора является крайне неприятным, поэтому он, вероятнее всего, предпочтет отпустить водителя, чем потом получать неудобные вопросы от начальства.

6. Помните, что если инспектор не смог доходчиво сформулировать причину остановки, а в последствии выписал протокол, это будет весомым основанием для отмены такого протокола в суде.

Для чего мы так подробно разобрали данную ситуацию?

Во-первых, остановка без причины часто "перетекает" в попытку дальнейшего прессинга водителя с целью выявления какого-либо нарушения. А если водитель сможет сходу показать инспектору, что свои права он хорошо знает, то с таким водителем большинство сотрудников ДПС предпочтет не связываться.

Во-вторых, позволять инспектору выходить за пределы предоставленных ему прав, не уточнять основания совершаемых им действий - значит формировать у них убеждение, что им "все можно". Если каждый водитель на дороге будет показывать знание ПДД и Приказа №664 - то инспекторы будут вести себя в разы осторожнее и вежливее.

Теперь вы вооружены ценным знанием, но не забывайте, друзья мои, оценивать каждую ситуацию с точки зрения возможных рисков. В некоторых случаях стоит не "накалять" а просто выполнить просьбу инспектора. Если же вы сходу почувствовали хамское отношение, или у Вас есть печальный опыт, когда сотрудник ДПС вел себя неправомерно, или Вы просто принципиальный человек, и не любите, когда Ваши права нарушаются, то действуйте юридически грамотно - как это делать мы с Вами разобрали.

Спасибо за внимание! Если статья была полезна, ставьте "палец вверх" и подписывайтесь на канал - впереди только самое полезное и интересное для автомобилистов.