Распределительный вал (распредвал) на ВАЗ 2114 играет ключевую роль в работе двигателя. Он отвечает за своевременное открытие и закрытие клапанов, синхронизируя такты впуска топливовоздушной смеси и выпуска отработавших газов. Привод вала осуществляется от коленвала через ремень ГРМ. Главные рабочие элементы распредвала — это кулачки, чья форма и расположение определяют фазы газораспределения. На стандартном 8-клапанном двигателе автомобиля установлен один чугунный распредвал, расположенный в головке блока цилиндров (ГБЦ).
Ресурс штатного распредвала ВАЗ 2114 в среднем составляет 90–100 тысяч километров пробега, после чего часто требуется его замена, обычно в рамках капитального ремонта двигателя. Использование некачественного моторного масла или его недостаточный уровень могут значительно сократить этот срок.
Основные неисправности распредвала и их симптомы
Проблемы с распределительным валом напрямую влияют на работу двигателя. Вот типичные признаки неисправностей:
- Износ кулачков: Проявляется характерным стуком, особенно заметным на холодном пуске двигателя. При сильном износе стук может не исчезать и на прогретом моторе.
- Деформация вала: Может возникнуть из-за перегрева или механического воздействия, также сопровождается посторонними шумами и нарушением фаз газораспределения.
- Износ опорных шеек и подшипников: Приводит к увеличению зазоров, падению давления масла и повышенному износу.
- Поломка самого вала или его элементов: Наиболее серьезная неисправность, которая полностью выводит двигатель из строя.
Любая из этих поломок нарушает синхронизацию работы клапанов, что ведет к потере мощности, повышенному расходу топлива, неустойчивой работе двигателя и в худшем случае — к встрече клапанов с поршнями.
Выбор нового распредвала для ВАЗ 2114
Замена распредвала — ответственная процедура, и начинается она с выбора детали. Для штатной замены подойдет оригинальный распредвал с каталожным номером 21110100601000. Его средняя стоимость на рынке составляет 2100–2600 рублей. Существуют и так называемые «спортивные» валы с измененным профилем кулачков для увеличения мощности, но их установка требует комплексной доработки двигателя и для повседневной эксплуатации не рекомендуется.
Основные параметры штатного распредвала:
- Длина: 46 см;
- Ширина и высота: 4,5 см;
- Вес: примерно 2,45 кг.


Пошаговая инструкция по замене распредвала
Внимание! Данная работа требует специальных знаний и навыков. Неправильные действия могут привести к серьезным повреждениям двигателя. Если вы не уверены в своих силах, лучше сразу обратиться к профессионалам. Для самостоятельной замены потребуется набор инструментов: ключи (торцевые, накидные), отвертки, динамометрический ключ, герметик, чистая тара для мелких деталей и ветошь.

Подготовка и порядок работ:
- Снимите зубчатый шкив распредвала и извлеките установочную шпонку.
- Ослабьте и снимите ремень ГРМ, открутив крепежную гайку его натяжителя.
- Отсоедините кронштейн троса привода дроссельной заслонки и шланги системы вентиляции картера, ослабив хомуты.

- Открутите гайки и снимите крышку клапанов (клапанную крышку).

- Удалите старую прокладку под крышкой, очистите привалочную плоскость.
- Открутите болты и снимите заднюю заглушку распредвала.
- Ключевой этап: Равномерно, крест-накрест, открутите 10 гаек крепления корпуса подшипников распредвала к ГБЦ. Делайте это в несколько проходов, по 1-2 оборота на каждой гайке, чтобы избежать перекоса и деформации деталей.

- Аккуратно снимите корпус подшипников вместе с крышкой привода ремня ГРМ.
- Извлеките старый распределительный вал из постелей в ГБЦ.

- С помощью подходящего инструмента (отвертки или съемника) удалите старый сальник распредвала.

Установка нового распредвала:
- Тщательно очистите посадочные места вала в ГБЦ и поверхности корпуса подшипников от старого герметика, нагара и грязи.
- Нанесите свежее моторное масло на опорные шейки нового вала и его кулачки.
- Установите вал в ГБЦ. Для правильной установки кулачки первого цилиндра должны быть направлены вверх.

- Нанесите тонкий слой герметика (например, Loctite 574) на привалочные поверхности ГБЦ под корпус подшипников.
- Установите корпус подшипников и крышку. Затягивайте гайки крест-накрест в несколько этапов, используя динамометрический ключ. Момент окончательной затяжки — 21,6 Н·м (2,2 кгс·м).
- Удалите излишки герметика и аккуратно запрессуйте новый сальник.
- Установите на место зубчатый шкив и натяните ремень ГРМ, совместив все установочные метки на шкивах коленвала, распредвала и крышке.
- После установки ремня проверьте и при необходимости отрегулируйте тепловые зазоры в клапанах. Для впускных клапанов зазор составляет 0,20 мм, для выпускных — 0,35 мм.
Работы удобнее проводить на снятом двигателе в хорошо освещенном и чистом помещении. После завершения замены обязательно залейте в двигатель новое моторное масло и фильтр. Успешно выполненный ремонт приведет к исчезновению стуков, нормализации работы двигателя, снижению расхода топлива и вибраций. При правильной эксплуатации и своевременной замене масла новый распредвал прослужит не менее 80 000 км.
Для наглядности рекомендуем дополнительно изучить видеоинструкции по замене распредвала на 8-клапанных двигателях ВАЗ.
