Замена распределительного вала на ВАЗ 2114: руководство по диагностике и ремонту

Распределительный вал (распредвал) на ВАЗ 2114 играет ключевую роль в работе двигателя. Он отвечает за своевременное открытие и закрытие клапанов, синхронизируя такты впуска топливовоздушной смеси и выпуска отработавших газов. Привод вала осуществляется от коленвала через ремень ГРМ. Главные рабочие элементы распредвала — это кулачки, чья форма и расположение определяют фазы газораспределения. На стандартном 8-клапанном двигателе автомобиля установлен один чугунный распредвал, расположенный в головке блока цилиндров (ГБЦ).

Ресурс штатного распредвала ВАЗ 2114 в среднем составляет 90–100 тысяч километров пробега, после чего часто требуется его замена, обычно в рамках капитального ремонта двигателя. Использование некачественного моторного масла или его недостаточный уровень могут значительно сократить этот срок.

Основные неисправности распредвала и их симптомы

Проблемы с распределительным валом напрямую влияют на работу двигателя. Вот типичные признаки неисправностей:

  • Износ кулачков: Проявляется характерным стуком, особенно заметным на холодном пуске двигателя. При сильном износе стук может не исчезать и на прогретом моторе.
  • Деформация вала: Может возникнуть из-за перегрева или механического воздействия, также сопровождается посторонними шумами и нарушением фаз газораспределения.
  • Износ опорных шеек и подшипников: Приводит к увеличению зазоров, падению давления масла и повышенному износу.
  • Поломка самого вала или его элементов: Наиболее серьезная неисправность, которая полностью выводит двигатель из строя.

Любая из этих поломок нарушает синхронизацию работы клапанов, что ведет к потере мощности, повышенному расходу топлива, неустойчивой работе двигателя и в худшем случае — к встрече клапанов с поршнями.

Выбор нового распредвала для ВАЗ 2114

Замена распредвала — ответственная процедура, и начинается она с выбора детали. Для штатной замены подойдет оригинальный распредвал с каталожным номером 21110100601000. Его средняя стоимость на рынке составляет 2100–2600 рублей. Существуют и так называемые «спортивные» валы с измененным профилем кулачков для увеличения мощности, но их установка требует комплексной доработки двигателя и для повседневной эксплуатации не рекомендуется.

Основные параметры штатного распредвала:

  • Длина: 46 см;
  • Ширина и высота: 4,5 см;
  • Вес: примерно 2,45 кг.

Схема устройства распредвала ВАЗ 2114

Внешний вид нового распредвала ВАЗ 2114

Пошаговая инструкция по замене распредвала

Внимание! Данная работа требует специальных знаний и навыков. Неправильные действия могут привести к серьезным повреждениям двигателя. Если вы не уверены в своих силах, лучше сразу обратиться к профессионалам. Для самостоятельной замены потребуется набор инструментов: ключи (торцевые, накидные), отвертки, динамометрический ключ, герметик, чистая тара для мелких деталей и ветошь.

Динамометрический ключ для затяжки

Подготовка и порядок работ:

  1. Снимите зубчатый шкив распредвала и извлеките установочную шпонку.
  2. Ослабьте и снимите ремень ГРМ, открутив крепежную гайку его натяжителя.
  3. Отсоедините кронштейн троса привода дроссельной заслонки и шланги системы вентиляции картера, ослабив хомуты.Демонтаж шлангов вентиляции картера
  4. Открутите гайки и снимите крышку клапанов (клапанную крышку).Снятие клапанной крышки
  5. Удалите старую прокладку под крышкой, очистите привалочную плоскость.
  6. Открутите болты и снимите заднюю заглушку распредвала.
  7. Ключевой этап: Равномерно, крест-накрест, открутите 10 гаек крепления корпуса подшипников распредвала к ГБЦ. Делайте это в несколько проходов, по 1-2 оборота на каждой гайке, чтобы избежать перекоса и деформации деталей.Равномерное откручивание гаек корпуса подшипников
  8. Аккуратно снимите корпус подшипников вместе с крышкой привода ремня ГРМ.
  9. Извлеките старый распределительный вал из постелей в ГБЦ.Извлечение старого распредвала
  10. С помощью подходящего инструмента (отвертки или съемника) удалите старый сальник распредвала.Демонтаж сальника распредвала

Установка нового распредвала:

  1. Тщательно очистите посадочные места вала в ГБЦ и поверхности корпуса подшипников от старого герметика, нагара и грязи.
  2. Нанесите свежее моторное масло на опорные шейки нового вала и его кулачки.
  3. Установите вал в ГБЦ. Для правильной установки кулачки первого цилиндра должны быть направлены вверх.Правильное положение распредвала при установке
  4. Нанесите тонкий слой герметика (например, Loctite 574) на привалочные поверхности ГБЦ под корпус подшипников.
  5. Установите корпус подшипников и крышку. Затягивайте гайки крест-накрест в несколько этапов, используя динамометрический ключ. Момент окончательной затяжки — 21,6 Н·м (2,2 кгс·м).
  6. Удалите излишки герметика и аккуратно запрессуйте новый сальник.
  7. Установите на место зубчатый шкив и натяните ремень ГРМ, совместив все установочные метки на шкивах коленвала, распредвала и крышке.
  8. После установки ремня проверьте и при необходимости отрегулируйте тепловые зазоры в клапанах. Для впускных клапанов зазор составляет 0,20 мм, для выпускных — 0,35 мм.

Работы удобнее проводить на снятом двигателе в хорошо освещенном и чистом помещении. После завершения замены обязательно залейте в двигатель новое моторное масло и фильтр. Успешно выполненный ремонт приведет к исчезновению стуков, нормализации работы двигателя, снижению расхода топлива и вибраций. При правильной эксплуатации и своевременной замене масла новый распредвал прослужит не менее 80 000 км.

Для наглядности рекомендуем дополнительно изучить видеоинструкции по замене распредвала на 8-клапанных двигателях ВАЗ.