Масляный насос на автомобиле ВАЗ 2114 играет ключевую роль в системе смазки двигателя. Этот узел шестеренчатого типа, состоящий из двух шестерен, отвечает за создание необходимого давления и непрерывную циркуляцию моторного масла по всем каналам силового агрегата. Его основная задача — обеспечить подачу смазки к трущимся деталям. Выход из строя насоса приводит к падению давления в системе, что грозит серьезными повреждениями двигателя из-за масляного голодания.
Основные неисправности масляного насоса
- Естественный износ компонентов. Со временем изнашиваются корпус насоса или его шестерни. Критически важным параметром является зазор между ними: в исправном состоянии он не превышает 0,25 мм. При износе зазор может увеличиться до 0,5 мм, что нарушит зацепление шестерен и сделает насос неработоспособным. В таком случае ремонт часто нерентабелен — проще и надежнее установить новый агрегат.
- Нарушение герметичности. Протечка масла из-под насоса обычно указывает на износ или повреждение уплотнительной прокладки. Проблема решается ее заменой.
- Засорение маслоприемника. Сетка маслоприемника может забиться отложениями или продуктами износа двигателя, особенно если картер сильно загрязнен. Для устранения неисправности требуется снять поддон картера и тщательно очистить маслоприемник.
В большинстве ситуаций, особенно при значительном износе, рекомендуется полная замена масляного насоса. Стоимость нового узла для ВАЗ 2114 варьируется в районе 1700–2500 рублей. Отметим, что эти детали также подходят для моделей первого поколения «Самара».
Симптомы и причины выхода насоса из строя
Заподозрить проблемы с масляным насосом можно по нескольким характерным признакам:
- Постоянное или периодическое загорание контрольной лампы давления масла на приборной панели.
- Появление масляных пятен или подтеков под двигателем автомобиля.
- Повышенная дымность выхлопа при работе двигателя, что может быть косвенным признаком проблем со смазкой.
К основным причинам, приводящим к поломкам насоса или снижению его эффективности, относятся:
- Использование моторного масла, не соответствующего допускам и вязкости, рекомендованным производителем.
- Сильное загрязнение или несвоевременная замена масляного фильтра.
- Постоянно низкий уровень масла в картере двигателя.
- Неисправность датчика давления или уровня масла.
- Поломка или заклинивание редукционного клапана в системе смазки.
- Попадание в моторное масло посторонних жидкостей (например, антифриза) или большого количества продуктов износа.
Появление контрольной лампы давления масла — серьезный сигнал, требующий немедленной диагностики. Игнорирование этой проблемы может привести к капитальному ремонту двигателя.
Пошаговая инструкция по замене масляного насоса на ВАЗ 2114
Для самостоятельной замены масляного насоса подготовьте следующий инструмент:
- Набор отверток (прямых и крестовых).
- Специальный съемник для масляного фильтра ВАЗ.
- Набор торцевых и рожковых ключей (в частности, на 12, 13, 14).
- Емкость для слива отработанного моторного масла.
Важно! Перед началом работ обязательно снимите клеммы с аккумуляторной батареи.
Алгоритм выполнения работ:
- Установите автомобиль на смотровую яму, эстакаду или подъемник. Для безопасности зафиксируйте колеса противооткатными упорами.
- Открутите пробку сливного отверстия на поддоне картера и слейте все моторное масло в подготовленную емкость.

- Снимите ремень генератора, а затем приводной ремень механизма газораспределения (ГРМ).
- Аккуратно демонтируйте зубчатый шкив коленчатого вала, поддев его двумя отвертками.

- Извлеките шпонку из паза на валу.

- Открутите все болты крепления поддона картера (головка на 14) и снимите его.

- Теперь стал доступен маслоприемник. Открутите два болта его крепления (ключ на 12) и снимите узел.

- Масляный насос закреплен на блоке цилиндров шестью болтами (ключ на 13). Открутите их, стараясь не уронить стопорные шайбы.
- Аккуратно подденьте корпус насоса плоской отверткой, чтобы отделить его от прокладки.

- Снимите насос с хвостовика коленчатого вала.
- Установите новый масляный насос, прокладку и соберите все узлы в обратной последовательности.
Важное замечание: Замена масляного насоса — это повод для обязательного обновления сопутствующих расходников. Всегда меняйте уплотнительную прокладку, масляный фильтр и заливайте свежее моторное масло, соответствующее спецификациям. Использование старых расходных материалов значительно снизит ресурс нового насоса и всей системы смазки в целом.
