Диагностика и замена масляного насоса на ВАЗ 2114 (8 клапанов): признаки неисправностей и пошаговая инструкция

Масляный насос на автомобиле ВАЗ 2114 играет ключевую роль в системе смазки двигателя. Этот узел шестеренчатого типа, состоящий из двух шестерен, отвечает за создание необходимого давления и непрерывную циркуляцию моторного масла по всем каналам силового агрегата. Его основная задача — обеспечить подачу смазки к трущимся деталям. Выход из строя насоса приводит к падению давления в системе, что грозит серьезными повреждениями двигателя из-за масляного голодания.

Основные неисправности масляного насоса

  • Естественный износ компонентов. Со временем изнашиваются корпус насоса или его шестерни. Критически важным параметром является зазор между ними: в исправном состоянии он не превышает 0,25 мм. При износе зазор может увеличиться до 0,5 мм, что нарушит зацепление шестерен и сделает насос неработоспособным. В таком случае ремонт часто нерентабелен — проще и надежнее установить новый агрегат.
  • Нарушение герметичности. Протечка масла из-под насоса обычно указывает на износ или повреждение уплотнительной прокладки. Проблема решается ее заменой.
  • Засорение маслоприемника. Сетка маслоприемника может забиться отложениями или продуктами износа двигателя, особенно если картер сильно загрязнен. Для устранения неисправности требуется снять поддон картера и тщательно очистить маслоприемник.

В большинстве ситуаций, особенно при значительном износе, рекомендуется полная замена масляного насоса. Стоимость нового узла для ВАЗ 2114 варьируется в районе 1700–2500 рублей. Отметим, что эти детали также подходят для моделей первого поколения «Самара».

Симптомы и причины выхода насоса из строя

Заподозрить проблемы с масляным насосом можно по нескольким характерным признакам:

  • Постоянное или периодическое загорание контрольной лампы давления масла на приборной панели.
  • Появление масляных пятен или подтеков под двигателем автомобиля.
  • Повышенная дымность выхлопа при работе двигателя, что может быть косвенным признаком проблем со смазкой.

К основным причинам, приводящим к поломкам насоса или снижению его эффективности, относятся:

  • Использование моторного масла, не соответствующего допускам и вязкости, рекомендованным производителем.
  • Сильное загрязнение или несвоевременная замена масляного фильтра.
  • Постоянно низкий уровень масла в картере двигателя.
  • Неисправность датчика давления или уровня масла.
  • Поломка или заклинивание редукционного клапана в системе смазки.
  • Попадание в моторное масло посторонних жидкостей (например, антифриза) или большого количества продуктов износа.

Появление контрольной лампы давления масла — серьезный сигнал, требующий немедленной диагностики. Игнорирование этой проблемы может привести к капитальному ремонту двигателя.

Пошаговая инструкция по замене масляного насоса на ВАЗ 2114

Для самостоятельной замены масляного насоса подготовьте следующий инструмент:

  • Набор отверток (прямых и крестовых).
  • Специальный съемник для масляного фильтра ВАЗ.
  • Набор торцевых и рожковых ключей (в частности, на 12, 13, 14).
  • Емкость для слива отработанного моторного масла.

Важно! Перед началом работ обязательно снимите клеммы с аккумуляторной батареи.

Алгоритм выполнения работ:

  1. Установите автомобиль на смотровую яму, эстакаду или подъемник. Для безопасности зафиксируйте колеса противооткатными упорами.
  2. Открутите пробку сливного отверстия на поддоне картера и слейте все моторное масло в подготовленную емкость.Слив моторного масла с ВАЗ 2114
  3. Снимите ремень генератора, а затем приводной ремень механизма газораспределения (ГРМ).
  4. Аккуратно демонтируйте зубчатый шкив коленчатого вала, поддев его двумя отвертками.Снятие шкива с коленвала ВАЗ 2114
  5. Извлеките шпонку из паза на валу.Шпонка на коленвале ВАЗ 2114
  6. Открутите все болты крепления поддона картера (головка на 14) и снимите его.Снятие картера ВАЗ 2114
  7. Теперь стал доступен маслоприемник. Открутите два болта его крепления (ключ на 12) и снимите узел.Снятие маслоприемника ВАЗ 2114
  8. Масляный насос закреплен на блоке цилиндров шестью болтами (ключ на 13). Открутите их, стараясь не уронить стопорные шайбы.
  9. Аккуратно подденьте корпус насоса плоской отверткой, чтобы отделить его от прокладки.Демонтаж масляного насоса ВАЗ 2114 отверткой
  10. Снимите насос с хвостовика коленчатого вала.
  11. Установите новый масляный насос, прокладку и соберите все узлы в обратной последовательности.

Важное замечание: Замена масляного насоса — это повод для обязательного обновления сопутствующих расходников. Всегда меняйте уплотнительную прокладку, масляный фильтр и заливайте свежее моторное масло, соответствующее спецификациям. Использование старых расходных материалов значительно снизит ресурс нового насоса и всей системы смазки в целом.