Lada Kalina использует традиционную конструкцию стояночного тормоза с тросовым приводом. Основная задача «ручника» — надежно удерживать автомобиль на месте, будь то ровная площадка или склон. Кроме того, эта система может стать резервной в случае отказа основной тормозной системы или использоваться для экстренного торможения. В этой статье мы подробно разберем, как самостоятельно выполнить регулировку ручного тормоза на Калине, чтобы восстановить его эффективность.
Устройство стояночного тормоза на Lada Kalina
Система ручного тормоза «Калины» состоит из трех основных компонентов, которые работают в связке:
- Приводной трос: Гибкий механический элемент, передающий усилие от рычага к тормозным механизмам.
- Рычаг управления: Узел в салоне автомобиля, который водитель приводит в действие.
- Исполнительный механизм: Задние тормозные колодки, которые разжимаются и прижимаются к барабанам.
О включенном состоянии тормоза сигнализирует контрольная лампа на приборной панели.
Эффективность «ручника» чаще всего снижается по трем причинам:
- Ослабление натяжения троса в результате естественной вытяжки.
- Сильный износ фрикционных накладок тормозных колодок.
- Увеличенный зазор между колодками и тормозным барабаном.
Как определить неисправность ручного тормоза
О проблемах со стояночным тормозом говорят следующие признаки:
- Автомобиль не стоит на месте, а скатывается даже на небольшом уклоне.
- Рычаг управления имеет слишком большой свободный ход или, наоборот, перемещается с чрезмерным усилием.
Существует простой способ проверки без заезда на горку. Заведите двигатель, включите первую передачу и поднимите рычаг «ручника» до упора. Медленно отпускайте педаль сцепления. Исправный тормоз должен заглушить двигатель, создавая сопротивление движению. Если же машина начинает медленно трогаться — система требует регулировки или ремонта.
Для устранения неисправности обычно требуется подтянуть трос или заменить его. Комплект тросов для «Калины» стоит недорого. Важный критерий: если автомобиль не удерживается на уклоне около 25%, регулировка уже не поможет — необходима замена троса.
Инструкция по регулировке ручного тормоза на Калине
Перед началом работ подготовьте необходимые инструменты и обеспечьте безопасные условия.
Необходимый инструмент и подготовка
- Ключи рожковые и накидные на 13 мм.
- Вороток с головками на 10 и 13 мм.
- Проникающая смазка (например, WD-40) для обработки резьбовых соединений.
Работы удобнее всего проводить на смотровой яме или эстакаде. Обязательно поставьте автомобиль на ручной тормоз и подложите под колеса противооткатные упоры для дополнительной безопасности.
Пошаговый процесс регулировки
- Опустите рычаг стояночного тормоза в самое нижнее положение.
- Спуститесь под автомобиль и освободите глушитель от резиновых подвесов, чтобы получить доступ к регулировочному узлу. Полностью снимать его не требуется.

- Открутите четыре болта крепления и снимите защитный металлический экран, расположенный в районе регулировочной тяги.

- Теперь вам открыт доступ к регулировочной тяге и уравнителю, к которому подсоединены два троса, идущих на задние колеса.
- На тяге вы увидите две гайки — основную (нижнюю) и контргайку (верхнюю). Зафиксируйте основную гайку накидным ключом, а контргайку ослабьте и открутите.
- Непосредственная регулировка осуществляется вращением основной гайки. Для подтяжки троса (уменьшения свободного хода рычага) гайку нужно закручивать. Если требуется ослабить натяжение — откручивать.

- После каждых 4-5 оборотов гайки проверяйте результат. Оптимальным считается натяжение, при котором задние колеса блокируются после 3-4 щелчков фиксатора рычага. Для проверки вывесите заднюю часть автомобиля.
- После достижения нужного натяжения затяните контргайку, зафиксировав основную. Установите на место защитный экран и глушитель.
- Завершающий этап — проверка работы «ручника» в реальных условиях на заведенном автомобиле.
Помните, что регулировка стояночного тормоза — это не только ремонтная, но и регулярная процедура. Её обязательно нужно выполнять после замены задних тормозных колодок или барабанов, так как меняются рабочие зазоры в механизме.
Для наглядности рекомендуем ознакомиться с видеоинструкцией по регулировке ручного тормоза на Lada Kalina.

