Топливный насос погружного типа в автомобиле Lada Kalina выполняет ключевую функцию — обеспечивает подачу бензина из бака в камеру сгорания двигателя. Его работа начинается в момент поворота ключа зажигания и продолжается непрерывно, поддерживая необходимое давление в топливной рампе до тех пор, пока мотор не будет заглушён. Этот насос является частью более сложного узла — топливного модуля. В его состав, помимо самого насоса, входят регулятор давления, отвечающий за изменение параметров подачи топлива в зависимости от нагрузки на двигатель, и датчик уровня топлива, который передаёт информацию на указатель в приборной панели. Конструкция также включает в себя фильтр грубой очистки в виде мелкоячеистой сеточки, задерживающей крупные примеси.
Согласно данным производителя, средний ресурс топливного насоса на Калине составляет около 160 тысяч километров пробега. Наиболее часто в этих автомобилях встречается надёжный погружной роторный насос от компании Bosch. Приобрести новый агрегат для замены можно в специализированных магазинах, его стоимость начинается примерно от 2500 рублей.
Как определить неисправность топливного насоса
Существует ряд характерных симптомов, которые прямо указывают на возможные проблемы с топливным насосом или модулем в целом:
- Двигатель отказывается запускаться или глохнет практически сразу после запуска.
- Во время движения автомобиль начинает дёргаться, ощущаются провалы и рывки, особенно при разгоне.
- Мотор не может выйти на максимальные обороты, теряется мощность и динамика.
- Из области топливного бака доносятся нехарактерные звуки: повышенный шум, гул, скрежет или вой работающего насоса.
Важно отметить, что схожие признаки могут проявляться и при сильном загрязнении топливного фильтра тонкой очистки. Поэтому первым делом при подобных симптомах рекомендуется заменить этот фильтрующий элемент. Если проблема не исчезла, значит, причина кроется в самом топливном модуле, и требуется его диагностика, ремонт или замена.
Основные причины поломок
К наиболее распространённым неисправностям топливной системы Калины, связанным с насосом, относятся:
- Проблемы с электропитанием. Может выйти из строя реле бензонасоса (на приборной панели загорится соответствующая контрольная лампа) или возникнуть плохой контакт в колодках проводов и блоке предохранителей.
- Загрязнение системы. Использование некачественного топлива с примесями и грязью приводит к быстрому засорению сеточки грубой очистки и фильтра. Это создаёт повышенную нагрузку на насос и может вывести его из строя.
- Загрязнение форсунок. Хотя это не прямая поломка насоса, но засорение инжекторов часто является следствием плохой фильтрации топлива и приводит к неустойчивой работе двигателя на холостом ходу и его остановке.
В большинстве перечисленных случаев требуется замена всего топливного насоса в сборе. Единственная операция, которую может выполнить автовладелец для продления его жизни, — это периодическая очистка той самой фильтрующей сеточки.
Подготовка и порядок замены топливного насоса
Перед началом работ крайне важно внимательно изучить руководство по эксплуатации вашего автомобиля, чтобы понять расположение узлов, тип креплений и схему топливных магистралей. Чёткое следование инструкции — залог безопасности, так как ошибки при сборке или повреждение топливопроводов могут привести к утечке бензина, возгоранию и серьёзным повреждениям двигателя.
Необходимый инструмент
Для самостоятельной замены потребуется минимальный набор инструментов:
- Пассатижи.
- Молоток.
- Отвёртки с плоским и крестообразным жалом.
Пошаговая инструкция по замене
Перед любыми манипуляциями обязательно отсоедините минусовую клемму от аккумулятора. Все работы проводите в хорошо проветриваемом помещении, вдали от открытого огня и источников искр.
- Снимите заднее сиденье автомобиля, отогните или снимите напольное покрытие для доступа к лючку топливного бака.
- Под покрытием вы увидите защитную крышку, закреплённую четырьмя болтами под крестовую отвёртку. Аккуратно открутите их.

- После снятия крышки откроется доступ к верхней части топливного модуля с разъёмами и штуцерами.
- Отсоедините все электрические разъёмы и топливные шланги. Чтобы снять электрический штекер (расположен слева), отожмите его фиксатор вверх и потяните на себя. Для отсоединения штуцеров топливопроводов потребуются пассатижи: одной рукой отожмите пластиковый стопорный фиксатор (верхний — обычно зелёный, нижний — металлический), а пассатижами аккуратно снимите шланг.
- Тщательно очистите область вокруг крышки модуля от пыли и грязи, чтобы предотвратить её попадание в бак при открытии.
- Самый ответственный этап — демонтаж большого стопорного кольца, которое удерживает крышку модуля. Используйте плоскую отвёртку и молоток: установите жало отвёртки в паз кольца и, аккуратно постукивая, проворачивайте его по часовой стрелке. После нескольких оборотов кольцо освободится, и крышку можно будет снять.

- Осторожно, без резких движений, извлеките весь топливный модуль из бака. Старайтесь не погнуть поплавок датчика уровня топлива и не повредить другие элементы.

- Установите новый топливный насос или модуль в обратном порядке, аккуратно поместив его в горловину бака. Закрепите крышку с помощью стопорного кольца (проворачивается против часовой стрелки). Подсоедините все шланги и разъёмы, убедившись в надёжности соединений.
После завершения сборки подключите аккумулятор. Заведите двигатель и дайте ему поработать несколько минут. Обязательно проверьте работу мотора на разных режимах: на холостом ходу, при плавном и резком нажатии на педаль газа. Прислушайтесь, нет ли посторонних шумов из области бака, и убедитесь в отсутствии запаха бензина или подтёков в месте соединений.

