Качественное освещение дороги — залог безопасности в темное время суток. Для этого фары автомобиля должны светить правильно, с четко определенной границей светотеневой полосы. Со временем из-за вибраций и эксплуатации настройки оптики могут сбиваться, что ухудшает видимость и может стать причиной недопуска к эксплуатации после техосмотра. Регулярная, хотя бы раз в год, проверка и корректировка направления света — важная процедура, которую вполне можно выполнить самостоятельно, сэкономив время и деньги.
- Регулировка фар ВАЗ 2114: подготовка и общий порядок
- Пошаговая инструкция: как отрегулировать фары своими руками
- Как правильно сделать разметку на стене
- Особенности регулировки фар Bosch и Киржач
- Что делать, если фары не регулируются
- Регулировка при неработающем гидрокорректоре
- Настройка противотуманных фар (ПТФ) на ВАЗ 2114
- Регулировка фар на ВАЗ 2115
Подготовка к регулировке фар ВАЗ 2114
Процедура настройки не требует специального оборудования, но нуждается в тщательной подготовке. Вам понадобится ровная площадка (например, перед гаражными воротами или глухой стеной) и темное время суток для лучшей видимости светового пучка. Важно создать условия, максимально приближенные к обычной загрузке автомобиля: уберите из багажника лишний груз, оставив только запаску и инструменты, проверьте давление в шинах (рекомендуется 2.0-2.1 бар) и заправьте бак топливом минимум наполовину. Это предотвратит изменение угла наклона кузова и, как следствие, некорректную настройку.
Общий алгоритм регулировки включает несколько ключевых этапов:
- Выбор и подготовка места для работ (ровная площадка, вертикальная поверхность).
- Подготовка автомобиля: мойка фар, нормализация давления в шинах, загрузки и уровня топлива.
- Визуальная проверка состояния оптики (отсутствие сколов, помутнений).
- Установка автомобиля на расстоянии 5 метров от стены.
- Нанесение на стену контрольной разметки согласно схеме.
- Непосредственная регулировка с помощью регулировочных винтов.
Пошаговая инструкция регулировки фар
После подготовки можно приступать к основной работе. Главное — точность разметки и последовательность действий.
- Установите автомобиль перпендикулярно стене на расстоянии 5 метров, замеряя от стекла фары до вертикальной поверхности.
- Включите ближний свет. На стене будут видны световые пятна. Отметьте центр каждого пятна (обычно это точка перехода света в тень — «галка»).
- Измерьте расстояние от центра каждой фары до земли и перенесите эту высоту на стену, проведя горизонтальную линию. Это будет базовый «нулевой» уровень.
- От этой горизонтальной линии отступите вниз на 65 мм (стандартное значение для ВАЗ 2114) и проведите вторую линию. Именно на этой линии должна располагаться верхняя граница светотеневой полосы («галки»).
- Проведите вертикальные линии через центры фар, спроецированные на стену. Они помогут отцентровать световой пучок по горизонтали.
- Для точной настройки закройте одну фару картоном или тканью. С помощью регулировочных винтов (доступны под капотом) добейтесь, чтобы световая граница («галка») левого светового пучка совпала с пересечением вертикальной и горизонтальной линий разметки. Повторите процедуру для правой фары.
- После настройки слегка покачайте кузов автомобиля. Световой пучок должен возвращаться на заданные метки, что подтвердит стабильность регулировки.
Как правильно сделать разметку на стене
Точность разметки — основа успешной регулировки. Лучше всего ориентироваться на схему из руководства по эксплуатации вашего автомобиля, где указаны точные размеры и форма светотеневой границы. Ключевые точки — это центры фар (E) и характерный излом «галки». Правильно настроенный луч должен хорошо освещать правую обочину и часть встречной полосы, не ослепляя при этом других водителей. Для моделей ВАЗ 2114/2115 принцип одинаков: на стене отмечается положение центров фар и линия, расположенная на 65 мм ниже их высоты.
Обратите внимание: Тюнинг ваз 2115 своими руками: возможно всё.
Особенности регулировки фар Bosch и Киржач
Многие владельцы меняют штатные фары «Киржач» на изделия «Bosch», ожидая улучшения световых характеристик. Разница в световом потоке действительно есть, но она заключается не столько в яркости, сколько в форме пучка и зоне освещения. Фары «Киржач» дают более широкий и равномерный свет непосредственно перед автомобилем и на обочине. Оптика «Bosch» часто формирует более сфокусированный и протяженный луч, лучше освещая дальнюю часть дороги и смещая акцент на встречную полосу.
Процесс регулировки для обоих типов идентичен и выполняется теми же винтами. Однако при проверке по разметке форма светотеневой границы может немного отличаться от эталонной для штатных фар. На корпусе фар «Bosch» регулировочные винты обычно промаркированы стрелками, указывающими направление корректировки (вверх/вниз, влево/вправо).
Типичные проблемы и их решение
Что делать, если фары не регулируются
Если регулировочные винты не проворачиваются или не меняют положение фары, причиной может быть закисшая или загрязненная резьба. В этом случае помогут средства для раскоксовки резьбы (например, WD-40). Нанесите состав, дайте ему время подействовать и попробуйте снова. В крайнем случае, фару можно снять для более удобного обслуживания. Помните, что регулировку стоит проводить не только при сбитых настройках, но и после замены ламп, так как даже лампы одной мощности от разных производителей могут иметь разное расположение нити накала.
Регулировка при неработающем гидрокорректоре
Гидрокорректор фар предназначен для изменения угла наклона света в зависимости от загрузки автомобиля. Его неисправность (часто вызванная разгерметизацией системы или выпадением линзы) не отменяет необходимости правильной базовой настройки. В такой ситуации нужно просто игнорировать положение регулятора в салоне и выставить правильный свет с помощью основных регулировочных винтов на корпусе фары. Езда с неработающим корректором требует особой внимательности при изменении загрузки автомобиля.

Регулировка противотуманных фар (ПТФ)
Настройка противотуманок на ВАЗ 2114 проводится по схожему принципу, но имеет свои нюансы. Поскольку ПТФ используются в движении, важно имитировать нагрузку: на место водителя следует положить груз около 75 кг. Автомобиль также устанавливается в 5 метрах от стены. Световой пучок противотуманных фар должен быть направлен низко и широко, освещая дорогу перед автомобилем и обочину, не создавая бликов в тумане или снегу. Регулировочные винты обычно расположены снаружи корпуса ПТФ, доступ к ним не требует разборки.
Регулировка фар на ВАЗ 2115
Для модели ВАЗ 2115 процедура регулировки полностью идентична описанной для ВАЗ 2114. Подготовительные условия (ровная площадка, расстояние до стены, загрузка авто) и принцип разметки одинаковы. Используется та же схема со смещением светотеневой границы на 65 мм вниз от центра фары. Таким образом, освоив настройку на одной модели, вы легко справитесь и с другой.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: Регулируем фары ВАЗ 2114 своими руками за 20 минут.



