Прокачиваем тормоза своими руками за 30 минут

Прокачка тормозов — обязательная процедура при любом ремонте тормозной системы. Это критически важный этап обслуживания автомобиля, напрямую влияющий на безопасность водителя и пассажиров. В данном материале мы подробно разберем, как правильно выполнить прокачку своими руками, рассмотрим случаи, когда система не прокачивается, и определим, в каких ситуациях самостоятельная работа возможна, а когда лучше обратиться к специалистам.

Содержание

  1. Устройство и принцип работы тормозной системы
  2. Зачем нужна прокачка тормозов
  3. Признаки и устранение воздушных пробок
  4. Инструменты и оборудование для работы
  5. Общие правила и последовательность действий
  6. Прокачка системы без АБС
  7. Расположение штуцеров для прокачки
  8. Метод прокачки в одиночку
  9. Прокачка главного тормозного цилиндра (ГТЦ)
  10. Особенности прокачки системы с АБС
  11. Прокачка переднего контура
  12. Прокачка заднего контура

Устройство и принцип работы тормозной системы

Современные автомобили оснащены гидравлической тормозной системой, состоящей из нескольких ключевых компонентов:

  • Главный тормозной цилиндр (ГТЦ);
  • Распределители тормозного усилия, часто с функцией автоматической компенсации крена кузова;
  • Рабочие (колесные) цилиндры на каждом колесе;
  • Вакуумный усилитель тормозов для снижения усилия на педали;
  • Антиблокировочная система (АБС), если она предусмотрена конструкцией;
  • Расширительный бачок для тормозной жидкости.

Все эти элементы соединены системой металлических трубок (стальных или медных) и шлангов. Контуры, как правило, разделены по осям или диагонально для повышения надежности. Тормозная жидкость заливается в бачок на ГТЦ, который имеет вентилируемую крышку. Важно понимать, что из-за сложной геометрии системы и разного уровня расположения узлов, при замене жидкости или разгерметизации в ней неизбежно появляется воздух. Этот воздух не может выйти самостоятельно — для его удаления требуется принудительная прокачка.

Схема тормозной системы автомобиля

Зачем нужна прокачка тормозов

Основная причина необходимости прокачки — физические свойства воздуха. В отличие от жидкости, воздух сжимаем. Его наличие в гидравлическом контуре приводит к тому, что усилие от педали не полностью передается на тормозные колодки. Поршни рабочих цилиндров не создают необходимого давления, что может вызвать неэффективное торможение одного или нескольких колес. Педаль становится «ватной», проваливается, увеличивается ее свободный ход. Воздушная пробка может мигрировать по системе, создавая непредсказуемые и опасные ситуации. Все это в итоге ведет к значительному увеличению тормозного пути и риску ДТП.

Признаки и устранение воздушных пробок

Своевременная прокачка системы позволяет полностью удалить воздух и восстановить корректную работу тормозов. Заподозрить наличие воздушной пробки можно по следующим симптомам:

  1. Увеличенный ход педали: Педаль приходится выжимать сильнее и дальше, чем обычно.
  2. Мягкая или «проваливающаяся» педаль: Отсутствует характерное упругое сопротивление при нажатии.
  3. Неполный возврат педали: После отпускания педаль не возвращается в исходное положение.

Эксплуатация автомобиля с такими симптомами категорически запрещена! При их появлении необходимо как можно скорее найти и устранить причину разгерметизации (подтекание жидкости, некачественный ремонт), а затем выполнить прокачку по всем правилам. Классическая последовательность — от самого дальнего от главного цилиндра колеса к самому ближнему, что подробно описано в руководствах по ремонту для каждой конкретной модели.

Диагностика тормозной системы

Инструменты и оборудование для работы

Для самостоятельной прокачки тормозов потребуется минимальный, но важный набор:

  • Ключ гаечный (обычно на 8 или 10 мм): Для откручивания прокачных штуцеров на рабочих цилиндрах.
  • Прозрачный шланг (диаметром ~6-8 мм): Для отвода жидкости. Прозрачность позволяет видеть выходящие пузырьки воздуха.
  • Емкость для отработки: Подойдет любая чистая бутылка или банка.
  • Тормозная жидкость: Новая, рекомендованная производителем автомобиля, для доливки в бачок.
  • Чистая ветошь: Для поддержания чистоты и удаления подтеков.

Желательно проводить работы на эстакаде, в смотровой яме или с использованием домкрата и подставок, обеспечив автомобилю устойчивое горизонтальное положение.

Общие правила и последовательность действий

Чтобы прокачка была эффективной и безопасной, придерживайтесь нескольких основных принципов:

  1. Используйте только свежую, неоткрытую ранее тормозную жидкость. Она гигроскопична и со временем вбирает влагу из воздуха, что снижает ее температуру кипения.
  2. Строго соблюдайте рекомендованную для вашего авто последовательность прокачки колес (схему).
  3. Не допускайте полного опустошения расширительного бачка в процессе работы, постоянно подливайте новую жидкость. Иначе воздух попадет в систему снова.
  4. Прокачивайте каждый контур до тех пор, пока из шланга не пойдет чистая жидкость без единого пузырька воздуха.
  5. После завершения всех работ обязательно проверьте герметичность системы и уровень жидкости в бачке, а также убедитесь в нормальной работе педали тормоза.

Инструменты для прокачки тормозов

Прокачка системы без АБС

На автомобилях без антиблокировочной системы процесс наиболее прост. Классический метод предполагает работу с помощником: один человек нажимает на педаль, а второй контролирует выход жидкости и воздуха из штуцера.

Схема прокачки

Для большинства автомобилей с диагональной разводкой тормозных контуров (один контур обслуживает правое заднее и левое переднее колесо, второй — левое заднее и правое переднее) применяется следующая последовательность, обеспечивающая наиболее полное вытеснение воздуха:

  1. Правое заднее колесо (самое дальнее от ГТЦ).
  2. Левое переднее колесо.
  3. Левое заднее колесо.
  4. Правое переднее колесо.

Обратите внимание: Тюнинг ваз 2115 своими руками: возможно всё.

Соблюдение этого порядка имеет принципиальное значение для эффективности всей процедуры.

Последовательность действий с помощником

  1. Найдите прокачной штуцер на заднем правом колесном цилиндре, очистите его от грязи.
  2. Наденьте на штуцер прозрачный шланг, а его второй конец опустите в емкость с небольшим количеством тормозной жидкости.
  3. Попросите помощника несколько раз энергично нажать на педаль тормоза и удерживать ее в нажатом положении после последнего качка.
  4. При удержанной педали открутите штуцер на ½-¾ оборота. Вы увидите, как жидкость с пузырьками воздуха начнет вытекать по шлангу.
  5. Как только поток ослабнет, закрутите штуцер и дайте команду помощнику отпустить педаль.
  6. Повторяйте пункты 3-5 до тех пор, пока из шланга не пойдет плотная струя жидкости без пузырьков воздуха.
  7. Перейдите к следующему колесу в соответствии со схемой, не забывая контролировать уровень жидкости в бачке.

Процесс прокачки тормозного контура

Как прокачать тормоза без помощника

Если работать приходится в одиночку, можно использовать метод с созданием избыточного давления в бачке. Для этого потребуется специальная крышка с насосом (продается в автомагазинах) или самодельное приспособление из герметичной крышки и шприца.

  1. Долейте новую тормозную жидкость в бачок до максимальной отметки.
  2. Установите на бачок крышку с подключенным насосом или шприцем.
  3. Создайте в системе небольшое избыточное давление (подкачав насосом или нажав на шприц).
  4. Наденьте шланг на штуцер нужного колеса, как в стандартной процедуре.
  5. Открутите штуцер. Под давлением жидкость начнет вытекать, увлекая за собой воздух.
  6. После прекращения выхода пузырьков закрутите штуцер и перейдите к следующему колесу.

Этот метод удобен, но требует аккуратности и не дает такого же тактильного контроля, как работа с помощником.

Прокачка главного тормозного цилиндра (ГТЦ)

Если ГТЦ снимался для ремонта или замены, его необходимо прокачать отдельно перед прокачкой всей системы. Для этого, не подсоединяя трубки к выходам цилиндра, попросите помощника плавно нажимать на педаль тормоза. Жидкость с воздухом будет выходить из отверстий. Как только пойдет чистая струя без пузырьков, подсоедините трубки и продолжайте стандартную прокачку колес.

Главный тормозной цилиндр

Прокачка тормозной системы с АБС

На автомобилях с антиблокировочной системой процесс усложняется наличием дополнительных компонентов: гидроблока (модулятора) АБС, клапанов и датчиков. Общий принцип (вытеснение воздуха жидкостью) остается тем же, но есть нюансы:

  • Последовательность: Часто требуется начинать с задних колес (справа, затем слева), а затем переходить к передним (справа, затем слева). Точный порядок указан в руководстве по ремонту.
  • Зажигание: Для открытия клапанов в гидроблоке АБС может потребоваться включенное зажигание (но без запуска двигателя). В некоторых сложных системах для полной прокачки необходим диагностический сканер для активации насоса АБС.

В остальном методика работы с помощником или с использованием прокачного устройства аналогична.

Передние колеса

При прокачке переднего контура полезно дополнительно проверить ход поршней в суппортах. После прокачки, но до установки колеса, попросите помощника нажать на педаль тормоза. Поршни должны равномерно выдвинуться, прижимая колодки к диску.

Задние колеса

На задней оси, особенно в системах с дисковыми тормозами и электронным стояночным тормозом (EPB), могут быть свои особенности. Иногда требуется с помощью диагностического оборудования перевести суппорта в сервисный режим для отвода поршней. Также обратите внимание на регулятор тормозных усилий (на задней оси), который также может иметь свой прокачной штуцер.

Больше интересных статей здесь: Советы.

Источник статьи: Прокачиваем тормоза своими руками за 30 минут.