Регулярная проверка технического состояния автомобиля — залог безопасности на дороге. Особое место в этом списке занимает тормозная система, а именно контроль износа тормозных колодок и дисков. Игнорирование этих простых процедур может привести к серьёзным последствиям. В этой статье мы подробно разберём, как самостоятельно оценить состояние тормозных накладок и дисков, и понять, когда пришло время их замены.
Содержание
- Когда менять колодки
- Срок службы тормозных колодок
- Допустимый износ колодок
- Признаки необходимости замены колодок
- Надёжен ли датчик износа колодок?
- Способы определения износа колодок
- Проверка передних колодок
- Проверка барабанных колодок
- Почему задние колодки изнашиваются быстрее
- Диагностика причин износа
- Клиновидный износ
- Быстрый износ колодок
- Износ внутренней колодки
- Разный износ колодок
- Когда нужно протачивать тормозные диски
- Когда менять тормозные диски и барабаны
Когда менять колодки
Автомобиль состоит из множества расходных деталей, которые со временем изнашиваются. К ним в полной мере относятся элементы тормозной системы: диски и колодки. Пренебрежение их состоянием напрямую угрожает безопасности. Новые колодки обеспечивают надёжное сцепление и эффективное торможение. По мере износа фрикционного слоя и диска сила трения падает, что вынуждает сильнее давить на педаль и увеличивает тормозной путь. Своевременная замена колодок — это простой способ избежать аварийных ситуаций. Стоит помнить, что скорость износа сильно зависит от качества самих деталей и манеры вождения.

Сколько служат тормозные колодки
Пробег, который выдерживают колодки, — величина непостоянная. На него влияет целый ряд факторов:
- Стиль вождения: Частое и резкое торможение в городском цикле значительно сокращает ресурс.
- Условия эксплуатации: Езда по пыльным или песчаным дорогам ускоряет износ из-за абразивного воздействия.
- Качество деталей: Оригинальные или проверенные аналоги служат дольше дешёвых подделок.
Производители автомобилей обычно указывают межсервисный интервал замены в районе 30-60 тысяч километров. Эти цифры актуальны для стандартных колодок. Керамические или другие «спортивные» варианты могут служить до 80-90 тыс. км, но при этом часто сильнее изнашивают тормозные диски. В спокойных условиях эксплуатации качественные колодки могут прослужить и 150 тысяч километров.
Допустимый износ колодок
Оценить состояние колодок можно и без снятия колеса, заглянув в вентиляционные отверстия диска. Однако для точности лучше ориентироваться на конкретные цифры. Толщина новой фрикционной накладки обычно составляет 14-18 мм. Критическим считается износ до следующих значений:
- Передние колодки: минимум 2-3 мм (часто рекомендуют менять при остатке 4-5 мм).
- Задние колодки: минимум 1.5-2 мм.
Разница в цифрах обусловлена разной нагрузкой: основная масса автомобиля приходится на переднюю ось. Многие колодки имеют механический индикатор износа — металлическую пластинку, которая начинает скрежетать о диск, когда накладка истончается. Это явный сигнал для замены.

Как определить, что колодки пора менять
Не стоит ждать, пока тормоза полностью откажут. О необходимости замены говорят несколько признаков:
- Скрежет или писк при торможении (сработал механический индикатор).
- Увеличение тормозного пути или «мягкая» педаль.
- Сильная вибрация руля или педали при торможении (может указывать и на проблемы с дисками).
- Визуальный осмотр показал критический износ накладки.
- Загорание контрольной лампы на приборной панели (в авто с электронным датчиком).
Датчик износа колодок не 100% показатель
Современные автомобили часто оснащаются датчиками износа: механическими или электронными. Механический — это простой контакт, который замыкается, стираясь о диск, и включает лампочку на панели. Электронный датчик передаёт сигнал на бортовой компьютер. Хотя это удобная система, полностью полагаться на неё не стоит. Датчик может загрязниться, окислиться или выйти из строя. Поэтому даже при срабатывании сигнала рекомендуется провести визуальный осмотр.

Как определить износ колодок
Самый точный метод — физическое измерение толщины фрикционной накладки с помощью штангенциркуля. Для полной картины лучше снять колесо: это позволит не только точно измерить износ, но и очистить суппорт от грязи и пыли, которые ускоряют износ. Помните: критическим считается остаток в 2-3 мм для передних и около 1.5-2 мм для задних колодок.
Как проверить износ передних колодок
Передние колодки проще всего осмотреть через отверстия в колесном диске. Поверните руль в сторону, чтобы получить хороший обзор. Обратите внимание не только на толщину накладки, но и на её равномерность. Одновременно оцените состояние тормозного диска: на нём не должно быть глубоких борозд, сколов или синей побежалости от перегрева.
Обратите внимание: Выбираем тормозные диски.
Как посмотреть износ барабанных колодок
С барабанными тормозами всё сложнее — визуально оценить износ без разборки невозможно. Косвенным признаком может служить слабая эффективность стояночного тормоза или увеличенный ход педали. Для точной диагностики необходимо снять колесо и тормозной барабан, после чего измерить толщину накладок.
Почему задние колодки изнашиваются быстрее передних
Парадоксально, но на многих современных автомобилях (например, некоторых моделях Honda, BMW) задние колодки в городском режиме могут изнашиваться даже быстрее передних. Это связано с работой электронных систем стабилизации (ESP) и распределения тормозных усилий (EBD), которые для поддержания курсовой устойчивости активно используют задние тормоза. На трассе при интенсивном торможении основная нагрузка, как и положено, ложится на переднюю ось.

Диагностика причины по износу
Иногда колодки изнашиваются неравномерно или аномально быстро. Это сигнал о проблемах в тормозном механизме, а не просто повод для замены расходника. Частые сопутствующие проблемы:
- Заклинивание направляющих пальцев суппорта.
- Коррозия или закисание поршня в рабочем цилиндре.
- Попадание грязи и песка в механизм.
- Деформация («ведение») тормозного диска.
Клиновидный износ
Если фрикционная накладка стёрта клином (толще с одного края), это явный признак перекоса суппорта или заклинивания направляющих. Необходимо проверить свободный ход суппорта и состояние его креплений.
Быстрый износ колодок
Слишком быстрая «съедаемость» колодок часто вызвана их постоянным подтормаживанием из-за неполного отвода суппорта. Причина — в закисших направляющих или повреждённых резиновых пыльниках поршня. Проблему решает чистка, смазка и замена неисправных элементов.

Износ внутренней колодки
Когда внутренняя колодка изнашивается значительно сильнее внешней, это обычно указывает на заклинивание поршня в суппорте, который не может вернуться в исходное положение после отпускания педали.
Разный износ колодок
Ситуация, когда на одной оси колодки слева и справа имеют разную степень износа, говорит о проблемах в работе одного из тормозных механизмов (заклинивание, утечка тормозной жидкости). Требуется детальная диагностика.
Когда нужно протачивать тормозные диски
При замене колодок всегда оценивайте состояние дисков. Если на их рабочей поверхности есть глубокие борозды, биение или цветные пятна от перегрева, простой замены колодок будет недостаточно. Диски необходимо проточить на специальном станке, чтобы восстановить гладкую поверхность. Однако эта процедура возможна только если остаточная толщина диска после проточки не опустится ниже минимально допустимой, указанной производителем (обычно это 1-2 мм меньше новой толщины).
Когда пора менять тормозные диски и барабаны
Тормозные диски и барабаны также имеют свой ресурс. Критический износ диска наступает, когда его толщина уменьшается на 2-3 мм от первоначальной (точные цифры всегда указаны на самом диске или в руководстве по эксплуатации). Для барабанов критическим считается увеличение внутреннего диаметра на 1-2 мм сверх номинала. Эксплуатация с изношенными дисками опасна: они могут треснуть от перегрева, что приведёт к полному отказу тормозов.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: Определяем, когда менять тормозные колодки за 10 минут.
