Появление автоматической коробки передач (АКПП) стало настоящей революцией в автомобилестроении, кардинально изменив процесс управления автомобилем. Этот механизм не только упростил вождение, но и повысил комфорт, плавность хода и общую эффективность трансмиссии. Путь к созданию надежного и массового «автомата» был долгим и сложным, а работа по его совершенствованию продолжается и сегодня, направленная на повышение надежности, экономичности и адаптивности.
- Кто изобрел автоматическую коробку передач
- История создания автоматической коробки передач
- В каком году появилась автоматическая коробка передач
- Первая автоматическая машина
- Первая русская автоматическая коробка передач
- Дальнейшее развитие АКПП - развитие гидромеханической АКПП
- Автоматическая коробка передач
- Принцип работы автоматической коробки передач
Кто придумал коробку автомат: ключевые фигуры
Пионерами в области автоматизации переключения передач считаются американские братья Стартевенты, которые работали над своей конструкцией до 1904 года. Однако их разработка, несмотря на новаторство, оказалась слишком несовершенной для серийного производства, что на время охладило интерес к идее. Первым серийным автомобилем с автоматической трансмиссией стал шведский автобус, представленный в 1928 году, но массовое внедрение началось лишь с 1947 года на моделях Buick Roadmaster. Компании Ford и Mercedes-Benz также внесли значительный вклад, дорабатывая и совершенствуя существующие механизмы.
Подлинным изобретателем автоматической коробки передач в современном понимании, с использованием гидротрансформатора, является армянский инженер Асатур Сарафян, известный в США под именем Оскар Банкер. Именно он в 1935 году получил патент на эту ключевую технологию, хотя на оформление документации ушло около семи лет. Несмотря на наличие других разработчиков, компания General Motors первой начала активное внедрение АКПП в свои автомобили.

Изобретение Банкера дало мощный импульс всей автомобильной промышленности. В последующее десятилетие началось активное внедрение гидромеханических трансмиссий, особенно в автомобилях американских марок, таких как Chevrolet, Buick и Packard.
История создания автоматической коробки передач
Первые попытки автоматизировать переключение передач были основаны на модернизации классической механической коробки. Ранние двухступенчатые образцы, работавшие через пары шестерен, были ненадежны и не пошли в серию. Переломным моментом стало изобретение и внедрение гидротрансформатора. Этот узел, первый рабочий патент на который был получен в 1902 году, кардинально изменил подход к передаче крутящего момента. Он обеспечил плавность хода, повысил КПД двигателя и улучшил общие динамические характеристики автомобиля, несмотря на первоначальную сложность конструкции.
В каком году появилась коробка автомат
Первый прототип АКПП был представлен в 1904 году, но он страдал от ряда серьезных недостатков: чрезмерной сложности, низкой ремонтопригодности и ограниченного ресурса. Функциональные и пригодные для эксплуатации образцы появились значительно позже — в 1928, 1935 и, наконец, в 1947 году, когда началось их массовое производство.

Первая машина на автомате
Интересно, что гидродинамический трансформатор, ставший сердцем АКПП, изначально применялся не в автомобилях, а в судостроении. Немецкий инженер Феттингер разработал его для корабельных двигателей, где он эффективно снижал потери мощности. Что касается автомобильного транспорта, то одной из первых моделей, получивших подобную трансмиссию, стал Ford Model-T.
Первая российская автоматическая коробка
Советские инженеры также вели разработки в этой области. Первый отечественный автомобиль с автоматической коробкой передач — представительский лимузин ЗИЛ-111 — был представлен в 1958 году. Проект возглавлял А.Н. Островцев. Конструктивно это была двухступенчатая планетарная коробка с гидротрансформатором, во многом вдохновленная американскими аналогами, в частности, Packard. Позже, в 60-х годах, автоматическую трансмиссию пробовали устанавливать на «Волгу» ГАЗ-21, но серия была очень ограниченной. В современной российской автомобильной промышленности АКПП можно встретить, например, на Lada Granta.
Обратите внимание: Неисправная коробка передач.
Дальнейшее развитие коробки автомат — эволюция гидромеханической АКПП
Промежуточным звеном между «механикой» и «автоматом» стала преселективная коробка передач. Водитель заранее выбирал нужную передачу с помощью подрулевого рычажка, а ее непосредственное включение происходило при нажатии отдельной педали. Это было необходимо из-за медленного и неудобного переключения в механических коробках того времени, не оснащенных синхронизаторами.
Настоящий рывок в развитии АКПП произошел в 1980-е годы. Появились многоступенчатые конструкции, блокировки гидротрансформатора, а главное — электронные блоки управления (ЭБУ). Электроника заменила многие механические компоненты на электромагнитные клапаны, что повысило точность и скорость переключений. Первой компанией, внедрившей электронно управляемую АКПП в 1983 году, стала Toyota, а в 1987 году ее примеру последовал Ford.

Устройство автоматической трансмиссии
Современная автоматическая коробка передач — это сложный гидромеханический комплекс, состоящий из нескольких ключевых узлов:
- Гидротрансформатор — заменяет сцепление, плавно передает и преобразует крутящий момент. Состоит из насосного, турбинного колес и реактора.
- Масляный насос — создает рабочее давление в системе для передачи энергии и смазки.
- Планетарный редуктор — сложный набор шестерен, фрикционов и тормозных лент, который и обеспечивает изменение передаточного числа.
- Система управления — включает электронный блок управления (ЭБУ), гидравлический блок (гидроблок) с соленоидами и множество датчиков.
Принцип работы АКПП
Принцип работы автоматической коробки кардинально отличается от механической. Начало работы связано с вращением коленчатого вала двигателя, который приводит в действие масляный насос. Создаваемое им давление передает крутящий момент через жидкость в гидротрансформаторе: насосное колесо вращает турбинное, а реактор корректирует поток жидкости для оптимального преобразования момента.
Электронный блок управления (ЭБУ) — «мозг» системы. Он непрерывно получает данные от датчиков (скорость, положение педали газа, режим селектора) и на основе этих данных формирует управляющие сигналы. Эти сигналы поступают на соленоиды в гидроблоке, которые, открываясь или закрываясь, направляют поток масла к определенным фрикционам и тормозным лентам планетарного ряда. Таким образом, происходит плавное и своевременное переключение передач без участия водителя. При разгоне коробка последовательно повышает передачи, а при замедлении — понижает.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: История появления автоматических коробок передач или кто первый создатель.