Сердце любого автомобиля — двигатель — требует внимательного отношения к своим компонентам. Одной из самых ответственных деталей, от которой напрямую зависит работоспособность мотора, является ремень газораспределительного механизма (ГРМ). На автомобилях ВАЗ 2109, 2108 и 21099 он передаёт вращение с коленчатого на распределительный вал, обеспечивая синхронную работу клапанов и поршней. Обрыв этого ремня почти гарантированно приводит к встрече клапанов с поршнями, что влечёт за собой дорогостоящий капитальный ремонт двигателя. Поэтому своевременная замена и регулярный осмотр — не рекомендация, а необходимость для каждого владельца.
- Назначение и особенности ремня ГРМ на ВАЗ 2109
- Рекомендуемые интервалы замены
- Критерии выбора качественного ремня
- Пошаговая инструкция по замене ремня ГРМ
- Выставление верхней мёртвой точки (ВМТ)
- Как правильно выставить метки ГРМ
- Совмещение меток на коленчатом валу
- Совмещение меток на распределительном валу
- Процедура замены натяжного ролика
- Установка и натяжение нового ремня
Ремень ГРМ ВАЗ 2109: конструкция и важность
На классических переднеприводных моделях ВАЗ, включая "девятку", используется зубчатый ремень, который входит в зацепление со специальными шкивами. Его главная задача — точная синхронизация вращения валов. Ключевой момент при замене — безукоризненное совпадение меток на шкивах и корпусе двигателя. Это гарантирует правильный угол опережения зажигания и, как следствие, стабильную работу мотора. Проверить натяжение можно и без специального инструмента, что делает обслуживание доступным для многих автолюбителей.
Когда менять? Интервалы замены ремня ГРМ
Официальный регламент предписывает замену комплекта ГРМ каждые 75 000 километров пробега. Однако практика показывает, что слепо полагаться на эту цифру не стоит. Качество многих расходных материалов, особенно неоригинальных, оставляет желать лучшего. Опытные мастера и владельцы рекомендуют сократить интервал до 60–65 тысяч километров. Более того, критически важен регулярный визуальный осмотр состояния ремня — его стоит проводить каждые 15 000 км. На что обращать внимание? Прежде всего, на трещины на внутренней поверхности и по торцам, а также на отслоение или истирание зубьев. Обнаружение малейших дефектов — сигнал к немедленной замене.

Какой ремень ГРМ для ВАЗ 2109 выбрать?
Выбор запчасти — это вклад в долговечность двигателя. Для 8-клапанных моторов ВАЗ 2109 оптимальным решением считаются армированные ремни. Среди проверенных брендов можно выделить немецкий Bosch и Contitech, которые зарекомендовали себя высокой надёжностью и устойчивостью к «срезу» зубьев. Также хорошо себя показывают изделия марки GATES. Стандартные параметры ремня для данной модели: ширина 19 мм и 111 зубьев. Важный нюанс: обратите внимание на профиль зуба (трапециевидный или закруглённый), он должен соответствовать профилю на шкивах вашего двигателя.
Самостоятельная замена ремня ГРМ на ВАЗ 2109: подготовка и демонтаж
Работу лучше проводить, когда двигатель остыл. Процесс начинается с подготовки: нужно обеспечить удобный доступ к передней части двигателя со стороны правого колеса.
- Зафиксируйте автомобиль на ровной площадке, поднимите и снимите правое переднее колесо.
- В подкапотном пространстве снимите патрубок воздушного фильтра, ослабив хомут.
- Демонтируйте правый пластиковый защитный кожух, закрывающий ремень ГРМ.
- Для блокировки коленвала включите 4-ю передачу и затяните ручной тормоз.
- С помощью головки на 19 и мощного воротка открутите центральный болт крепления шкива коленчатого вала.
- После того как болт сорван, можно перевести КПП в нейтраль и снять шкив.
- Ослабьте натяжение ремня генератора, открутив гайку крепления, и снимите его со шкивов.

Ключевой этап: выставление Верхней Мёртвой Точки (ВМТ)
Перед установкой нового ремня обязательно нужно выставить метки. Пренебрежение этим шагом приведёт к нарушению фаз газораспределения. В лучшем случае двигатель просто не запустится, в худшем — при попытке пуска погнутся клапаны, что обернётся капитальным ремонтом. Поэтому точность на этом этапе — превыше всего.
Как выставить метки ГРМ на ВАЗ 2109
Процедура сводится к совмещению специальных меток на шестернях валов и неподвижных элементах двигателя. Вместе с ремнем всегда меняется и натяжной ролик, так как он тоже подвержен износу.
Метка на распределительном валу — это выступ на его шестерне, который должен совпасть с отлитым «флажком» на задней крышке ремня ГРМ.

Установка коленчатого вала по метке
На корпусе масляного насоса (рядом с шестерней коленвала) есть небольшое отверстие, а на самой шестерне — специальная риска. Нужно провернуть коленвал (например, за болт шкива генератора) до их точного совпадения. Альтернативный способ — найти метку на маховике через смотровое окно в картере КПП.
Замена натяжного ролика ГРМ
Для работы с роликом идеально подходит специальный двухштифтовой ключ. Открутив гайку крепления ключом на 17, этим ключом поворачивают эксцентрик ролика, ослабляя натяжение старого ремня. Если фирменного инструмента нет, можно вставить в отверстия ролика два подходящих болта и, используя монтировку как рычаг, провернуть механизм.

Финальный этап: установка и натяжение нового ремня
Новый ремень устанавливается по направлению вращения (обычно на нём есть стрелка, указывающая на радиатор). Последовательность такова: сначала ремень надевается на шестерню коленвала, затем — на шестерню распредвала, огибает неподвижный башмак и натяжной ролик. После этого ролик с помощью ключа возвращается в исходное положение, создавая необходимое натяжение, и фиксируется гайкой. Правильное натяжение проверяется просто: в самом длинном пролёте между шкивами ремень должен поворачиваться рукой примерно на 90 градусов. После установки проверьте совпадение меток, сделав два полных оборота коленвала за болт шкива генератора. Если метки не сбились — работа выполнена верно.
Больше полезных советов для автолюбителей вы найдёте в нашем разделе: Советы по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Адаптировано на основе материала: Выбираем и меняем ремень ГРМ на ВАЗ 2109 своими руками за 30 минут.
