При проведении ремонтных работ на двигателе автомобиля ВАЗ строгое соблюдение регламентированных усилий затяжки для всех резьбовых соединений является критически важным. Эти значения, рассчитанные инженерами-конструкторами, обеспечивают оптимальную надежность узлов. Превышение момента может привести к срыву резьбы или деформации деталей, а недостаточное усилие — к самопроизвольному ослаблению крепежа из-за вибраций. Особенно это касается ответственных узлов, таких как головка блока цилиндров (ГБЦ), карбюратор, подшипники коленвала и другие.
- Значение крутящего момента в двигателестроении
- Моменты затяжки ГБЦ на карбюраторных и инжекторных моторах ВАЗ 2107
- Особенности затяжки ГБЦ на инжекторном ВАЗ 2107
- Альтернативная схема затяжки головки блока цилиндров
- Отличия в типах болтов и их влияние на усилие затяжки ГБЦ
- Затяжка креплений распределительного вала
- Затяжка клапанной крышки
- Момент затяжки коренных подшипников коленвала
- Момент затяжки шатунных болтов
- Моменты затяжки для двигателя ВАЗ 2106
- Особенности затяжки ГБЦ на ВАЗ 2106
- Порядок и моменты затяжки ГБЦ на моделях ВАЗ 2108-2109 (Самара)
- Порядок и моменты затяжки ГБЦ на 16-клапанных двигателях ВАЗ
Важность соблюдения моментов затяжки в двигателе
Для точного соблюдения технологии ремонта, включая затяжку ГБЦ и других узлов, необходимо руководствоваться табличными данными из сервисной книжки автомобиля. Например, для головки блока цилиндров на ВАЗ 2107 установлен момент затяжки в диапазоне 33-41 Н·м. Соблюдение этих норм обусловлено разным характером нагрузок, действующих на детали, и различием в твердости материалов. Так, стальной болт значительно тверже алюминиевого блока, и чрезмерное усилие легко может повредить резьбу в более мягком материале.

Затяжка головки блока цилиндров на ВАЗ 2107 (карбюратор и инжектор)
Головка блока цилиндров — один из самых ответственных узлов двигателя. Изготовленная из алюминиевого сплава, она обладает меньшей прочностью по сравнению со стальным крепежом. Превышение момента затяжки чревато срывом резьбы в блоке, что потребует сложного ремонта с рассверливанием и нарезанием резьбы большего диаметра. Номинальный момент затяжки для ГБЦ ВАЗ 2107 составляет 39.2 Н·м в диапазоне 33.3-41.16 Н·м. Для контроля усилия используется специальный инструмент — динамометрический ключ, шкала которого показывает прилагаемое усилие в ньютон-метрах.
Процедура затяжки ГБЦ на инжекторном ВАЗ 2107
Затяжка головки блока проводится в два этапа: предварительный и окончательный. Это необходимо для равномерного прилегания прокладки и распределения давления по всей плоскости стыка.
- Предварительная затяжка: выполняется с усилием около 39.2 Н·м (не более 41.16 Н·м).
- Окончательная затяжка: производится с моментом 112.7-118.38 Н·м.
Соблюдение этого регламента обеспечивает необходимую герметичность камеры сгорания и предотвращает выдавливание прокладки под высоким давлением газов. Существует две основные схемы затяжки:
- Диагональная (первый вариант): болты затягиваются попарно, по диагонали, что способствует равномерному прижатию головки.
- От центра к краям (второй, предпочтительный вариант): усилие прикладывается последовательно от центральных болтов к крайним, что оптимально выравнивает прокладку.

Альтернативная схема затяжки ГБЦ ВАЗ 2107 (второй вариант)
Второй вариант считается более предпочтительным, так как способствует максимально равномерному распределению усилия. Последовательность действий следующая:
- Начать затяжку с двух центральных болтов.
- Перейти к нижнему левому, затем к нижнему правому болту.
- Затянуть верхний правый и верхний левый болты.
- Завершить затяжкой оставшихся болтов в нижнем и верхнем рядах поочередно с левой и правой сторон.
Моменты затяжки: предварительная — 33.3-41.16 Н·м, окончательная — 95.9-118.3 Н·м. Отдельный 11-й болт (если такой имеется) на последнем этапе затягивается с моментом 30.6-39 Н·м.

Типы болтов ГБЦ и их влияние на затяжку
На автомобилях ВАЗ, включая 2107, могут встречаться два типа болтов крепления ГБЦ: старые и новые (так называемые «торсионные» или «упругие»). Новые болты (артикул 21213-1003271, размер М12х1.25х115 мм) стали применяться с моделей ВАЗ-2108. Их ключевая особенность — способность к упругой деформации (растяжению). Это свойство позволяет болтам компенсировать тепловое расширение алюминиевой головки блока при работе двигателя, снижая риск ее коробления или появления трещин. Длина новых болтов, как правило, на 5 мм больше.
Обратите внимание: Парковка задним ходом между двумя автомобилями: схема, возможные ошибки, советы специалистов.
Затяжка креплений распределительного вала ВАЗ 2107
Распределительный вал работает в условиях высоких скоростей и вибраций. Некорректная затяжка его креплений может привести к утечкам масла или разрушению узла. Моменты затяжки для этого узла следующие:
- Болты М8 крепления корпуса подшипников распредвала: 18.33-22.64 Н·м.
- Болты М10 крепления звездочки распредвала: 46.1-58.8 Н·м.

Затяжка клапанной крышки ВАЗ 2107
Клапанная крышка затягивается по тому же принципу «от центра к краям», что и ГБЦ. Крайне важно не перетянуть крепеж, так как это приведет к деформации прокладки и последующим течам масла. Поскольку используются болты М6, момент затяжки должен быть небольшим: 5-8 Н·м.
Момент затяжки коренных подшипников ВАЗ 2107
При сборке коленчатого вала необходимо строго соблюдать момент затяжки крышек коренных подшипников. Это обеспечивает правильную геометрию вала и его надежную работу. Момент затяжки составляет 68.31-84.38 Н·м.
Момент затяжки шатунных болтов ВАЗ 2107
Шатунные соединения испытывают колоссальные ударные нагрузки. Поэтому затяжка их болтов требует особой точности. Гайки болтов М9 крышек шатунов затягиваются с моментом 43.32-53.51 Н·м.

Моменты затяжки для двигателя ВАЗ 2106
Принципиальных отличий в технологии затяжки для двигателя ВАЗ 2106 нет, однако в его конструкции, как правило, используются не упругие, а обычные болты ГБЦ. Это требует не менее тщательного соблюдения регламентных значений усилий.
Затяжка ГБЦ ВАЗ 2106
Порядок затяжки — от центра к краям. Поскольку болты не обладают упругими свойствами, момент затяжки для ГБЦ ВАЗ 2106 поддерживается в диапазоне 35-41 Н·м (окончательная затяжка). Предварительная затяжка выполняется с меньшим усилием.
Порядок и моменты затяжки ГБЦ ВАЗ 2108, 2109 (Самара)
Для моделей Самара (2108, 2109) процедура полностью аналогична ВАЗ 2107 с торсионными болтами. Применяется двухэтапная затяжка: предварительная с моментом 33.3-41.16 Н·м и окончательная с моментом 95.94-118.4 Н·м.
Моменты и порядок затяжки ГБЦ 16-клапанных двигателей ВАЗ
На 16-клапанных моторах ВАЗ также рекомендуется использовать схему затяжки от центра к краям (второй вариант). Последовательность и значения моментов затяжки аналогичны моделям ВАЗ 2108-2109. Особое внимание уделяется затяжке отдельного, отличного от остальных, болта (если он предусмотрен конструкцией) в конце процедуры.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: Моменты и схема затяжки резьбовых соединений двигателя ВАЗ.

