Правила и схемы затяжки резьбовых соединений двигателей ВАЗ: ключевые моменты для надежного ремонта

При проведении ремонтных работ на двигателе автомобиля ВАЗ строгое соблюдение регламентированных усилий затяжки для всех резьбовых соединений является критически важным. Эти значения, рассчитанные инженерами-конструкторами, обеспечивают оптимальную надежность узлов. Превышение момента может привести к срыву резьбы или деформации деталей, а недостаточное усилие — к самопроизвольному ослаблению крепежа из-за вибраций. Особенно это касается ответственных узлов, таких как головка блока цилиндров (ГБЦ), карбюратор, подшипники коленвала и другие.

  1. Значение крутящего момента в двигателестроении
  2. Моменты затяжки ГБЦ на карбюраторных и инжекторных моторах ВАЗ 2107
  3. Особенности затяжки ГБЦ на инжекторном ВАЗ 2107
  4. Альтернативная схема затяжки головки блока цилиндров
  5. Отличия в типах болтов и их влияние на усилие затяжки ГБЦ
  6. Затяжка креплений распределительного вала
  7. Затяжка клапанной крышки
  8. Момент затяжки коренных подшипников коленвала
  9. Момент затяжки шатунных болтов
  10. Моменты затяжки для двигателя ВАЗ 2106
  11. Особенности затяжки ГБЦ на ВАЗ 2106
  12. Порядок и моменты затяжки ГБЦ на моделях ВАЗ 2108-2109 (Самара)
  13. Порядок и моменты затяжки ГБЦ на 16-клапанных двигателях ВАЗ

Важность соблюдения моментов затяжки в двигателе

Для точного соблюдения технологии ремонта, включая затяжку ГБЦ и других узлов, необходимо руководствоваться табличными данными из сервисной книжки автомобиля. Например, для головки блока цилиндров на ВАЗ 2107 установлен момент затяжки в диапазоне 33-41 Н·м. Соблюдение этих норм обусловлено разным характером нагрузок, действующих на детали, и различием в твердости материалов. Так, стальной болт значительно тверже алюминиевого блока, и чрезмерное усилие легко может повредить резьбу в более мягком материале.

Инструменты для затяжки резьбовых соединений

Затяжка головки блока цилиндров на ВАЗ 2107 (карбюратор и инжектор)

Головка блока цилиндров — один из самых ответственных узлов двигателя. Изготовленная из алюминиевого сплава, она обладает меньшей прочностью по сравнению со стальным крепежом. Превышение момента затяжки чревато срывом резьбы в блоке, что потребует сложного ремонта с рассверливанием и нарезанием резьбы большего диаметра. Номинальный момент затяжки для ГБЦ ВАЗ 2107 составляет 39.2 Н·м в диапазоне 33.3-41.16 Н·м. Для контроля усилия используется специальный инструмент — динамометрический ключ, шкала которого показывает прилагаемое усилие в ньютон-метрах.

Процедура затяжки ГБЦ на инжекторном ВАЗ 2107

Затяжка головки блока проводится в два этапа: предварительный и окончательный. Это необходимо для равномерного прилегания прокладки и распределения давления по всей плоскости стыка.

  • Предварительная затяжка: выполняется с усилием около 39.2 Н·м (не более 41.16 Н·м).
  • Окончательная затяжка: производится с моментом 112.7-118.38 Н·м.

Соблюдение этого регламента обеспечивает необходимую герметичность камеры сгорания и предотвращает выдавливание прокладки под высоким давлением газов. Существует две основные схемы затяжки:

  • Диагональная (первый вариант): болты затягиваются попарно, по диагонали, что способствует равномерному прижатию головки.
  • От центра к краям (второй, предпочтительный вариант): усилие прикладывается последовательно от центральных болтов к крайним, что оптимально выравнивает прокладку.

Схема затяжки болтов ГБЦ

Альтернативная схема затяжки ГБЦ ВАЗ 2107 (второй вариант)

Второй вариант считается более предпочтительным, так как способствует максимально равномерному распределению усилия. Последовательность действий следующая:

  1. Начать затяжку с двух центральных болтов.
  2. Перейти к нижнему левому, затем к нижнему правому болту.
  3. Затянуть верхний правый и верхний левый болты.
  4. Завершить затяжкой оставшихся болтов в нижнем и верхнем рядах поочередно с левой и правой сторон.

Моменты затяжки: предварительная — 33.3-41.16 Н·м, окончательная — 95.9-118.3 Н·м. Отдельный 11-й болт (если такой имеется) на последнем этапе затягивается с моментом 30.6-39 Н·м.

Альтернативная схема порядка затяжки

Типы болтов ГБЦ и их влияние на затяжку

На автомобилях ВАЗ, включая 2107, могут встречаться два типа болтов крепления ГБЦ: старые и новые (так называемые «торсионные» или «упругие»). Новые болты (артикул 21213-1003271, размер М12х1.25х115 мм) стали применяться с моделей ВАЗ-2108. Их ключевая особенность — способность к упругой деформации (растяжению). Это свойство позволяет болтам компенсировать тепловое расширение алюминиевой головки блока при работе двигателя, снижая риск ее коробления или появления трещин. Длина новых болтов, как правило, на 5 мм больше.

Обратите внимание: Парковка задним ходом между двумя автомобилями: схема, возможные ошибки, советы специалистов.

Затяжка креплений распределительного вала ВАЗ 2107

Распределительный вал работает в условиях высоких скоростей и вибраций. Некорректная затяжка его креплений может привести к утечкам масла или разрушению узла. Моменты затяжки для этого узла следующие:

  • Болты М8 крепления корпуса подшипников распредвала: 18.33-22.64 Н·м.
  • Болты М10 крепления звездочки распредвала: 46.1-58.8 Н·м.

Узел распределительного вала

Затяжка клапанной крышки ВАЗ 2107

Клапанная крышка затягивается по тому же принципу «от центра к краям», что и ГБЦ. Крайне важно не перетянуть крепеж, так как это приведет к деформации прокладки и последующим течам масла. Поскольку используются болты М6, момент затяжки должен быть небольшим: 5-8 Н·м.

Момент затяжки коренных подшипников ВАЗ 2107

При сборке коленчатого вала необходимо строго соблюдать момент затяжки крышек коренных подшипников. Это обеспечивает правильную геометрию вала и его надежную работу. Момент затяжки составляет 68.31-84.38 Н·м.

Момент затяжки шатунных болтов ВАЗ 2107

Шатунные соединения испытывают колоссальные ударные нагрузки. Поэтому затяжка их болтов требует особой точности. Гайки болтов М9 крышек шатунов затягиваются с моментом 43.32-53.51 Н·м.

Шатунное соединение

Моменты затяжки для двигателя ВАЗ 2106

Принципиальных отличий в технологии затяжки для двигателя ВАЗ 2106 нет, однако в его конструкции, как правило, используются не упругие, а обычные болты ГБЦ. Это требует не менее тщательного соблюдения регламентных значений усилий.

Затяжка ГБЦ ВАЗ 2106

Порядок затяжки — от центра к краям. Поскольку болты не обладают упругими свойствами, момент затяжки для ГБЦ ВАЗ 2106 поддерживается в диапазоне 35-41 Н·м (окончательная затяжка). Предварительная затяжка выполняется с меньшим усилием.

Порядок и моменты затяжки ГБЦ ВАЗ 2108, 2109 (Самара)

Для моделей Самара (2108, 2109) процедура полностью аналогична ВАЗ 2107 с торсионными болтами. Применяется двухэтапная затяжка: предварительная с моментом 33.3-41.16 Н·м и окончательная с моментом 95.94-118.4 Н·м.

Моменты и порядок затяжки ГБЦ 16-клапанных двигателей ВАЗ

На 16-клапанных моторах ВАЗ также рекомендуется использовать схему затяжки от центра к краям (второй вариант). Последовательность и значения моментов затяжки аналогичны моделям ВАЗ 2108-2109. Особое внимание уделяется затяжке отдельного, отличного от остальных, болта (если он предусмотрен конструкцией) в конце процедуры.

Больше интересных статей здесь: Советы.

Источник статьи: Моменты и схема затяжки резьбовых соединений двигателя ВАЗ.