В системе смазки любого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) одним из ключевых защитных элементов является датчик давления масла. Его основная задача — своевременно предупредить водителя о возникновении аварийной ситуации, когда давление в системе смазки выходит за безопасные пределы. Благодаря сигналу на приборной панели, водитель может оперативно отреагировать на потенциальную угрозу для силового агрегата. В данной статье мы подробно рассмотрим устройство, разновидности и типичные неисправности этого важного компонента.
Назначение и устройство датчика давления масла
Контроль давления моторного масла — обязательное условие для долговечной и безопасной работы двигателя. Давление должно быть достаточным для эффективной смазки всех трущихся деталей, но не превышать критических значений. Именно для этого в блок цилиндров встраивается специальный датчик. Внешне это компактное металлическое устройство с резьбой для вкручивания в посадочное отверстие и электрическим разъемом для подключения к бортовой сети.

Конструкция и принцип действия
Стандартный датчик давления масла (часто называемый в среде автомехаников «лягушкой») имеет довольно простую конструкцию. Его корпус, как правило, выполнен из оцинкованной стали, а внутреннее устройство включает несколько ключевых элементов:
- Резьбовая часть и маслозаборник: Нижняя часть с резьбой ввинчивается в блок цилиндров, обеспечивая контакт с масляной магистралью.
- Резиновая мембрана (диафрагма): Расположена внутри корпуса и является чувствительным элементом. Она изгибается под действием давления масла.
- Контактная группа: Находится с обратной стороны мембраны. В зависимости от давления контакты либо замыкаются, либо размыкаются, управляя сигнальной лампой на панели приборов.
Роль датчика в системе смазки
Датчик аварийного давления выполняет функцию стража двигателя. Моторное масло не только снижает трение, но и охлаждает детали, защищает от коррозии и уносит продукты износа в поддон. Для выполнения этих функций масло должно циркулировать под определенным давлением, которое создается масляным насосом и регулируется редукционным клапаном.

На исправном бензиновом двигателе давление на холостом ходу составляет около 2 атмосфер, а при высоких оборотах (4-5.5 тыс. об/мин) может достигать 6.5 атм. Для дизельных моторов эти значения обычно на 40-50% ниже. Датчик отслеживает эти параметры, и при опасном падении давления замыкает цепь, включая предупреждающую лампу.
Расположение и основные типы датчиков
В большинстве автомобилей датчик давления масла расположен в верхней части блока цилиндров, часто рядом с приводом распределительного вала. Такое расположение обеспечивает относительно легкий доступ для проверки или замены.
По принципу действия все датчики можно разделить на четыре основных типа:
- Контактный (электронный, «лягушка»): Самый распространенный тип. При падении давления мембрана перемещается и замыкает контакты, включая лампу на приборной панели.
- Реостатный (механический): Внутри находится переменный резистор (реостат). Изменение давления приводит к перемещению ползунка по резистивной дорожке, что меняет сопротивление и, соответственно, показания стрелочного указателя.
- Импульсный: Генерирует электрические импульсы, частота или скважность которых меняется в зависимости от давления.
- Пьезокристаллический: Использует свойство пьезокристаллов генерировать электрический сигнал под механическим воздействием (давлением).

Разновидности датчиков по функционалу
В современных автомобилях могут применяться датчики, различающиеся не только по принципу действия, но и по своим задачам.
Аварийный датчик
Это простейший и наиболее распространенный тип — та самая «лягушка». Его единственная функция — включить контрольную лампу, когда давление падает ниже минимально допустимого порога. Является элементом базовой безопасности.
Контрольный (измерительный) датчик
Такой датчик (чаще всего реостатный) непрерывно измеряет давление и передает данные на стрелочный или цифровой указатель на приборной панели. Это позволяет водителю видеть текущее значение давления в реальном времени.
Комбинированный датчик
Объединяет в одном корпусе функции аварийного и контрольного датчиков. Он может одновременно управлять сигнальной лампой и отправлять данные на указатель давления.
Выносной датчик
Если штатное место установки датчика неудобно для обслуживания или модернизации, используется выносная конструкция. В штатное отверстие вкручивается штуцер, к которому подключается масляная магистраль (трубка или шланг), а сам датчик выносится в более доступное место.

Признаки и причины неисправности
Датчик давления масла, как и любой другой элемент, может выйти из строя. Распознать проблему можно по следующим симптомам:
- Ложное срабатывание аварийной лампы: Лампа давления масла загорается или мигает, хотя уровень масла в норме и двигатель работает ровно.
- Нестабильные показания указателя: Стрелка манометра беспричинно дергается или показывает ноль.
- Отсутствие реакции: Лампа не загорается при включении зажигания или не гаснет после запуска двигателя.
- Постоянно горящая лампа или максимальные показания указателя.
Основные причины неисправностей:
- Загрязнение: Масляный канал или отверстие в датчике забиваются шламом и отложениями из-за некачественного или старого масла.
- Износ мембраны: Резиновая диафрагма со временем теряет эластичность, трескается или твердеет.
- Проблемы с контактами: Окисление или разрушение электрических контактов внутри датчика или на его разъеме.
- Механическая поломка (для реостатных датчиков): Износ резистивной дорожки или ползунка.

Методы проверки датчика давления масла
Проверить исправность датчика можно несколькими способами, от простейших до более точных с использованием приборов.
Проверка контактного (аварийного) датчика
Самый наглядный способ — проверка с помощью насоса и контрольной лампы:
- Снимите датчик с двигателя.
- Подключите к его контакту контрольную лампу, второй вывод которой соединен с «плюсом» аккумулятора. Корпус датчика должен быть соединен с «массой».
- Подайте в масляное отверстие датчика небольшое давление воздуха (около 1-1.5 атм) с помощью ручного насоса. Внимание: не используйте компрессор высокого давления!
- Исправный датчик: при подаче воздуха контакты размыкаются, и контрольная лампа гаснет. При сбросе давления — загорается.
Проверка мультиметром
Более точный метод — измерение сопротивления:
- Подключите щупы мультиметра в режиме измерения сопротивления (омметра) к контактам снятого датчика.
- В исходном состоянии (без давления) исправный аварийный датчик должен показывать 0 Ом (контакты замкнуты).
- При подаче в отверстие воздуха (1-1.5 атм) сопротивление должно становиться бесконечным (обрыв цепи), что соответствует разомкнутым контактам.

Проверка реостатного (механического) датчика
Для проверки такого датчика также понадобится мультиметр и насос с манометром:
- Подключите мультиметр в режиме омметра к контактам датчика.
- Плавно повышайте давление воздуха, подаваемого в датчик, и наблюдайте за показаниями мультиметра.
- Сопротивление должно плавно изменяться (увеличиваться или уменьшаться в зависимости от модели) в ответ на изменение давления. Резкие скачки или отсутствие изменений указывают на неисправность.
Замена и возможный ремонт
Замена датчика давления масла — процедура, доступная большинству автовладельцев. После остывания двигателя необходимо:
- Отсоединить электрический разъем датчика.
- С помощью подходящего ключа (чаще всего на 21 или 22 мм) выкрутить старый датчик.
- Очистить посадочное место от грязи.
- Вкрутить новый датчик (желательно с использованием уплотнительной шайбы), не прилагая чрезмерных усилий.
- Подключить разъем.
Ремонту в классическом понимании большинство датчиков не подлежат. Иногда помогает чистка контактов или замена уплотнительного кольца. Однако учитывая их умеренную стоимость и критическую важность функции, при неисправности рекомендуется полная замена.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: 4 вида датчиков давления масла на автомобиле.
