4 вида датчиков давления масла на автомобиле

В конструкции ДВС обязательно предусмотрены датчики давления масла. Это защитный элемент, предупреждающий водителя об опасной ситуации. В блоке давление достигло критического порога, что является аварийной ситуацией. На приборной панели есть соответствующий сигнал, благодаря которому водитель может следить за состоянием силового агрегата. В этой статье мы изучим датчик давления масла и познакомимся с проблемами, которые могут возникнуть при участии этого компонента.

Датчик давления масла

Давление масла в двигателе необходимо контролировать, чтобы не пропустить момент перегрузки силового агрегата или работы с недостаточной смазкой. Для этих целей устанавливается датчик масла. Устройство представляет собой небольшое металлическое изделие, ввинчиваемое в специальное отверстие в блоке двигателя. От него к бортовому компьютеру идут два провода.

Что такое датчик давления масла

Конструктивно датчик давления масла представлен в металлической обойме из легированной оцинкованной стали. Элемент имеет довольно простой блок:

  1. В нижней части датчика имеется резьба и маслозаборное отверстие. С помощью резьбы DADM вкручивается в специальное отверстие в блоке цилиндров.
  2. Кроме того, имеется расширение корпуса, состоящее из двух частей.
  3. Внутри корпуса имеется резиновая мембрана.
  4. Со стороны двигателя на него влияет давление масла.
  5. Сзади есть пара контактов. При падении давления контакты размыкаются и сигнальная лампочка гаснет или включается, в зависимости от модели автомобиля.

Датчик давления масла в двигателе еще называют лягушкой из-за особенностей его конструкции.

Для чего нужен датчик давления масла

Датчик аварийного давления масла является элементом безопасности. Он служит индикатором аварийного состояния силового агрегата, так как повышение давления так же опасно, как и слишком низкое его значение.

Смазка выполняет множество задач в двигателе:

  • смазывает трущиеся детали;
  • защищает от коррозии;
  • отводит тепло от нагретых узлов;
  • вымывает нагар и частицы износа в поддон, где находится магнитный диск.

Давление масла в двигателе меняется, но при этом оно не должно выходить за определенные пределы. На исправном бензиновом двигателе датчик масла должен показывать давление в районе 2 атм на холостом ходу, это означает, что вал вращается с частотой 800-900 об/мин. При скорости 4-5,5 тыс об/мин давление поднимается до 6,5 атм. На дизелях датчик давления масла должен показывать цифры на 40-50% меньше.

Датчики давления масла в двигателе показывают значение благодаря встроенному насосу и редукционному клапану. Чем выше скорость, тем сильнее качает насос и больше масла подается к смазочным узлам. Клапан поддерживает нужный уровень. При падении давления загорается контрольная лампа, сигнализирующая об аварийной ситуации силового агрегата.

Где находится датчик давления масла

Чтобы ответить на вопрос, где находится датчик давления масла, достаточно взглянуть на схему силового агрегата. Практически на всех модификациях силовых агрегатов этот компонент находится на левом торце справа возле распределительного вала. Такое расположение датчика давления масла практично с конструктивной точки зрения. Устройство легко доступно для подключения или замены.

Как работает датчик давления масла

Чтобы понять, как работает датчик давления масла, достаточно изучить его конструкцию. Помните, что он лягушка. Внутри находится резиновая мембрана, к которой сзади крепятся контакты. При нормальном давлении, не менее 2 атм, контакты разомкнуты и сигнальная лампочка на приборной панели не горит. При падении давления контакты замыкаются и лампа загорается. В разных моделях автомобилей схема подключения может различаться. Датчик можно подключить через компьютер. Существуют также различные типы самих компонентов. Они могут быть оснащены простой контактной группой или быть электронными с возможностью отображения текущего значения давления масла в двигателе.

Принцип работы электронного датчика давления масла

Существует 4 типа датчиков масла. Наиболее распространенным является так называемый электронный. Мы уже обсуждали принцип работы такого датчика. Это лягушка с парой контактов и резиновой мембраной. При возникновении аварийного уровня давления контакты опускаются и загорается лампа. При повышении давления выше нормы контакты размыкаются и индикатор гаснет. На самом деле это не электронный датчик, а контактный, потому что он использует только контактную группу, которая замыкается и размыкается.

Как работает механический ДДМ

Двигатели также оснащены механическими датчиками масла. Такой счетчик отличается от электронного наличием скользящей резистивной дорожки и ползункового переключателя. При увеличении давления датчик имеет максимальное сопротивление. Когда давление падает, масломер показывает фактическое значение уровня. Пользователю предоставляется возможность непосредственно следить за изменением показаний датчика аварийного давления масла.

Признаки неисправности датчика давления масла

Блок датчика давления масла несовершенен и, как и другие узлы в конструкции двигателя, может выйти из строя. Определить неисправный датчик можно по ряду признаков:

  • Резкое падение давления, но до этого момента все было нормально, силовой агрегат работал нормально.
  • Значения стрелки указателя давления масла колеблются, выраженная нестабильность давления масла.
  • Чрезмерное давление на устройство. При включении зажигания стрелка сразу переходит в зону максимального значения давления и там зависает.

Причины неисправности датчика давления масла

причин выхода из строя датчика давления масла может быть не так много, ситуации:

  1. Загрязнение моторного масла, из-за которого забивается отверстие штуцера.
  2. Мембрана сенсора стала слишком твердой, испортилась, потрескалась или потеряла свою эластичность.
  3. Окисление контактов в датчике или на чипе.
  4. Перекошенный механизм в механическом устройстве.

Виды датчиков давления масла

В зависимости от принципа действия датчик давления масла может быть 4 типов:

  • контактный или электронный, через него напрямую переключается питание на сигнальную лампу;
  • датчик реостата;
  • импульсный датчик;
  • пьезокристаллический.

Датчик аварийного давления масла

Каждый силовой агрегат имеет аварийный датчик давления масла. Обычно загорается сигнальная лампа, когда давление падает ниже нормы. Используется как элемент безопасности. Датчик аварийного давления масла защищает двигатель от механических повреждений при недостатке масла.

Контрольный

С датчика управляющего давления показания подаются на стрелку. Это чаще механический или реостатный датчик, внутри которого находится резистивная полоска и скользящий по ней контакт. Когда давление повышается или падает, сопротивление изменяется, что приводит к изменению показаний манометра.

Комбинированный

Возможна установка комбинированного датчика. Такой датчик одновременно подает сигнал на лампу и на прибор. В зависимости от схемы включения возможно использование реостата как комбинированного.

Выносной ДДМ

В некоторых моделях автомобилей DADM расположен в неудобном месте. В этом случае установите дистанционный датчик. Для этого в штатное место вкручивается штуцер и надевается на него шланг. Сам датчик размещен в удобном для обслуживания месте.

Как подключить выносной ДДМ

Как правило, производители автомобилей используют двухпроводные датчики давления масла. Подключить их к 2 проводникам соответственно. Один подключается к массе, кузову автомобиля, а другой - сигнал к лампе и прибору.

Как проверить датчик давления масла

Принцип работы датчика давления масла достаточно прост, поэтому проверить устройство также не составит труда. Поскольку он срабатывает от давления в потоке масла, он должен контролироваться потоком.

Как проверить электронный датчик давления масла

Для проверки необходимо разобрать датчик, а после подключения сигнального провода к массе необходимо дунуть в отверстие обычным воздушным насосом. Высокое давление не рекомендуется. Чтобы контакты сработали или ползунок начал вращаться достаточно 1-1,5 атм. Также можно проверить датчик контрольной лампой, подключив ее к разъему датчика и к плюсу аккумулятора.

Проверка датчика мультиметром

Проверка датчика давления масла мультиметром осуществляется аналогично:

  1. Снимите датчик.
  2. Отключите его контакты.
  3. Щупы мультиметра подключаются к контактам, переводя блок в режим измерения сопротивления, и блок показывает 0 Ом.
  4. Когда к отверстию прикладывается давление воздуха, контакты размыкаются и сопротивление становится бесконечным.

Проверка двух датчиков

Аналогично проводится диагностика двух датчиков давления. За исключением реостатного блока. При подключении мультиметра к клеммам и постепенном повышении давления сопротивление меняется.

Проверка датчика давления с помощью лампочки

Самый простой и дешевый способ, который вы можете использовать прямо в дороге, чтобы проверить датчик, — это использовать контрольную лампу. Для проверки необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Подсоедините контрольную лампу к разъему на датчике.
  2. Снимите датчик и продуйте воздухом отверстие.
  3. Следите за показаниями давления и следите за лампой.
  4. Если он гаснет при повышении давления до 1-1,5 атм, датчик исправен.

Как проверить механический датчик масла

Проверка механического датчика давления производится с помощью мультиметра. Для этого его тоже надо снять, затем подключить щупы мультиметра в режиме измерения сопротивления, и выставить предел 200 Ом. При постепенном увеличении давления воздуха ползунок реостата медленно перемещается по направляющей и изменяется сопротивление на выходе.

Проверка датчика манометром

Для точной проверки работы датчика давления масла в двигателе необходимо продуть отверстие точным давлением воздуха. Для этих целей лучше использовать насос с прикрепленным манометром для контроля давления. Если датчик должен показывать свое фактическое значение, то выдавая аналогичный уровень, он должен быть таким же по показаниям прибора на панели.

Замена датчика давления масла

Процедура замены датчика давления масла достаточно проста, поэтому автомобилист может справиться с этой работой самостоятельно. Для этого заглушите двигатель и дайте ему остыть, чтобы не чувствовать дискомфорта при прикосновении к силовому агрегату.

Ремонт датчика давления масла

Как такового ремонта датчика давления, кроме окисления контактов на микросхеме, нет. В продаже есть сменные контакты, которые легко заменить своими руками. Многие датчики разборные, поэтому можно разобрать, почистить контакты и просто проверить состояние.

Больше интересных статей здесь: Советы.

Источник статьи: 4 вида датчиков давления масла на автомобиле.