5 основных способов проверки ДПКВ

Датчик положения коленчатого вала или ДПКВ – обязательный функциональный элемент в двигателе, считающий обороты коленчатого вала. К шкиву крепится шкив с зубчатым венцом. Датчик считает зубы и определяет нулевое положение ВМТ в зоне коронки, где отсутствуют два зуба, то есть зазор между зубами в два раза больше. Когда не работает ДПКВ возникает много проблем, поэтому вопрос как проверить датчик коленвала на 8 клапанов?

Проверка дпкв

Датчик положения коленчатого вала синхронизирует работу системы зажигания и топливных форсунок. Благодаря ему обеспечивается оптимальный расход топлива, хорошие динамические характеристики и плавность хода. Если его удалить из системы, то, если не произойдет фатальной ошибки, двигатель просто остановится. Бортовой компьютер не будет следить за работой ДВС, а значит, не будет знать, в какой момент необходимо начинать открытие форсунок и подачу топлива в цилиндры. При неисправности датчика, выдающего импульс, но с задержкой, будет позднее зажигание при следующих обстоятельствах. Искра должна зажигаться в нужный момент, причем как на инжекторных двигателях, так и на карбюраторных силовых агрегатах.

Где находится датчик положения коленвала

ДПКВ расположен на всех двигателях в одном месте. Возле шкива коленвала, на котором есть шестерня. Это самое оптимальное место для датчика коленвала, так как он напрямую регулирует скорость вращения без шестеренок и дополнительных компонентов. Крепится к дополнительному кронштейну. Датчик можно регулировать, тем самым регулируя верхнюю мертвую точку.

Принцип работы ДПКВ

Для выявления признаков неисправности датчика коленвала необходимо понимать принцип работы устройства. Это довольно просто:

  • перед ДПКВ вращается зубчатый диск с намагниченными зубьями;
  • датчик положения коленчатого вала в состоянии покоя вала выдает нулевое напряжение;
  • при вращении диска на выходе появляется сигнал;
  • сигнал поступает на блок управления;
  • когда диск оказывается перед датчиком двойного зазора, он действует как датчик ВМТ.

Устройство датчика коленвала

Производители автомобилей используют один из трех типов датчиков положения коленчатого вала:

  1. Классически основан на магнитной индукции. Когда зубец упирается в сердечник датчика, в катушке происходит скачкообразное изменение ЭДС.
  2. Датчики Холла с зубчатыми намагниченными дисками.
  3. Оптически датчик имеет щель, внутри которой находится прорезной диск.

С датчиком холла

Датчик коленчатого вала на эффекте Холла является распространенным типом устройств, поскольку он имеет высокую стабильность генерации импульсов. Этот тип ДПКВ работает по простому принципу. Когда диск неподвижен, выход равен нулю, когда перед датчиком проходит намагниченный зубец, появляется переменное напряжение, которое подается на блок управления. У него более высокая цена, но более высокая точность контроля скорости во всем диапазоне. Именно этот датчик коленвала Приора 16 клапанов на других форсированных силовых агрегатах.

Оптический

Датчик положения коленчатого вала на оптическом эффекте содержит в своей конструкции источник света и приемник. Между ними вращается диск с канавками. При его остановке на выходе датчика нулевое напряжение, при вращении диска возникает переменный сигнал, указывающий на вращение. Их используют все реже и реже, потому что они быстро пачкаются.

Индуктивный

Датчик индуктивного метода представляет собой катушку на открытом сердечнике. При приближении зубца к сердечнику магнитный поток мгновенно замыкается, вызывая изменение ЭДС в катушке. Преимущество таких датчиков в том, что они не требуют отдельного источника питания. На штекере всего два провода.

Признаки неисправности датчика коленвала

Как проверить датчик коленвала, если двигатель не заводится или выходит из строя.

Обратите внимание: Как вспомнить, куда положил ключи от машины: пять проверенных способов.

Так как это тоже сложное устройство, оно выходит из строя и возникают проблемы с разными символами:

  • на приборной панели загорается сигнал проверки двигателя;
  • ухудшение динамики ДВС;
  • наблюдается нестабильность оборотов двигателя;
  • самопроизвольная остановка двигателя;
  • машина не заводится;
  • детонация происходит во время работы.

Как таковой неисправности датчика коленвала не существует. Чтобы понять, почему загорается сигнальная лампа на приборной панели, необходимо расшифровать коды сообщений.

Способы проверки ДПКВ

На практике способов проверки датчиков коленвала не так много, но все же способ зависит от типа устройства. Например, индуктивный датчик проверяется мультиметром в режиме измерения сопротивления, а датчик Холла или оптический в этом плане сложнее. Проверить это можно только в динамике, вращая диск.

Способы проверки ДПКВ:

  • Гаечный ключ;
  • использование тестера напряжения;
  • сканер;
  • осциллограф или пробник осциллографа;
  • мультиметр.

Как проверить датчик положения коленчатого вала гаечным ключом

Самый простой способ проверки ДПКВ – это проверка включения топливного насоса при наличии сигнала от датчика. Это можно проверить только с помощью индуктивного датчика. Если к нему прикреплен металлический предмет, в момент изменения импульса включится топливный насос. Любого изменения сигнала достаточно, чтобы запустить его. Не обязательно, чтобы был ноль или напряжение питания.

Как проверить датчик коленвала осциллографом

Определить явную неисправность датчика положения коленчатого вала на КИА Спектра и других автомобилях любого типа можно с помощью осциллографа. Техника будет выглядеть так:

  1. Не отключая питание, необходимо подключить щуп прибора к сигнальной линии согласно распиновке.
  2. Прокрутите вал ДВС стартером и понаблюдайте за импульсами.
  3. Если датчик исправен, на выходе есть импульсы.

Как проверить датчик коленвала мультиметром

На ДПКВ признаки неисправности можно обнаружить универсальным мультиметром. Для этого необходимо прозвонить обмотку на снятой микросхеме индуктивного датчика. Он должен звонить более 500-700 Ом. Датчик Холла проверяется динамически в режиме измерения переменного напряжения или при работе ДВС частотомера. Оптика управляется аналогичным образом.

Проверка датчика диагностическим сканером

Выявить признаки неисправности датчика коленвала можно сканером OBD-2. Для этого установите на свой смартфон приложение Torque, Auto Doktor OBD или InfoCar-OBD. Расшифровать коды ошибок ДПКВ поможет диагностический сканер:

  • P03335;
  • P03336.

Также с помощью этого устройства пользователь управляет скоростью вращения вала и моментом зажигания.

Проверка датчика ДПКВ омметром

Проверка датчика коленвала мультиметром позволяет определить сопротивление индуктивного датчика. Для этого выключите датчик и подключите щупы прибора к клеммам в режиме измерения сопротивления на пределе 2 кОм. Оно должно быть в пределах 500-700 Ом. В режиме измерения индуктивности значение должно быть 200-400 мГн.

Устранение неисправностей ДПКВ

Как проверить датчик коленвала, можно ли устранить неисправности? Все зависит от типа устройства и характера поломки.

Чистка ДПКВ от грязи

Основная причина, по которой ДПКВ не работает или плохо работает, это загрязнение чувствительной части датчика. Чаще такая проблема возникает в двигателях внутреннего сгорания с оптическими датчиками, так как датчики Холла срабатывают от магнита, а индуктивные от наличия металла перед сердечником.

Загрязнение контактов

Другая очевидная причина выхода из строя датчика коленвала – загрязнение контактов. Устройство находится под капотом, куда проникают пыль, песок и влага. Все это может попасть в разъем и вызвать увеличение сопротивления.

Обрыв контакта

В более серьезных ситуациях происходит обрыв контактов. Если он рядом с корпусом устройства, исправить ситуацию поможет простая замена датчика.

Связанные с ДПКВ проблемы

Из-за неисправного DRCV могут возникнуть следующие проблемы:

  • нестабильная скорость вращения вала;
  • периодическая остановка двигателя;
  • нелинейное ускорение;
  • пропуски зажигания во время работы;
  • повышенный расход топлива и т.д.

Замена ДПКВ

При замене ДПКВ необходимо правильно выставить зазор. Если его недостаточно, устройство будет работать исправно. Проблемы с операцией могут возникнуть, если расстояние выбрано слишком большим. Также необходимо правильно расположить датчик относительно метки ВМТ.

Больше интересных статей здесь: Советы.

Источник статьи: 5 основных способов проверки ДПКВ.