Проблемы с запуском двигателя или его нестабильной работой часто заставляют автовладельцев думать о сложных неисправностях, таких как проблемы с компрессией или форсунками. Однако во многих случаях корень зла гораздо проще — это неисправность топливной системы, а именно бензонасоса. Одна из самых частых ситуаций — отсутствие характерного жужжания насоса при повороте ключа зажигания. Давайте разберемся, почему бензонасос отказывается качать топливо и как можно самостоятельно провести его диагностику.

Как распознать неисправность бензонасоса
Для первичной диагностики не нужно быть профессиональным автомехаником. Достаточно знать основные симптомы, которые указывают на возможные проблемы с топливным насосом. К ним относятся:
- Заметная потеря мощности двигателя, особенно при нагрузках (подъем в гору, обгон).
- Неустойчивая работа мотора на холостом ходу, вибрации и «троение».
- Изменение привычного звука работы двигателя.
- Появление посторонних шумов (скрежет, вой) из области топливного бака, где расположен насос.
- Полное отсутствие звука работы насоса при включении зажигания, что приводит к невозможности запуска двигателя.
- Затрудненный пуск двигателя, особенно «на горячую».
- Самопроизвольная остановка двигателя после непродолжительной работы.
Эти симптомы часто связаны с нестабильным давлением в топливной системе. Чтобы убедиться, что проблема именно в насосе, начните с простейшей проверки: прислушайтесь, слышен ли характерный звук его работы при включении зажигания. Реле насоса должно срабатывать практически мгновенно.

Почему не качает бензонасос: алгоритм поиска неисправности
Отказ топливного насоса включаться — распространенная неполадка. Диагностику следует проводить последовательно, от простого к сложному. Иногда проблема не в самом насосе, а в элементах его электроснабжения. Рассмотрим основные причины и методы проверки.
Возможные причины отсутствия работы насоса:
- Низкое сопротивление или обрыв обмотки электродвигателя насоса.
- Выход из строя реле бензонасоса.
- Обрыв или повреждение силовых проводов.
- Окисление контактов в разъемах или на клеммах.
- Перегорание предохранителя.
Пошаговая диагностика бензонасоса на инжекторном автомобиле
Проверку на современных автомобилях с системой впрыска топлива (инжектором) можно провести самостоятельно. Рекомендуется придерживаться следующего порядка действий:
- Проверка предохранителя цепи бензонасоса.
- Диагностика работоспособности реле.
- Проверка наличия напряжения на самом насосе.
- Оценка производительности насоса (создаваемое давление).
- Измерение давления в топливной рампе.
Причина 1: Перегоревший предохранитель

Это первое, что нужно проверить. Найдите в руководстве по эксплуатации автомобиля или на крышке блока предохранителей схему и расположение предохранителя, отвечающего за топливный насос (часто обозначается как «Fuel Pump» или «FP»). Визуально или с помощью тестера убедитесь в его целостности. Перегорание предохранителя — явный признак проблемы в цепи, часто это короткое замыкание или перегрузка. Просто заменив предохранитель, вы, скорее всего, не решите проблему надолго, если не найдете и не устраните причину его перегорания.
Причина 2: Неисправное реле бензонасоса
Реле служит для управления мощным током, потребляемым насосом, защищая электронный блок управления. Проверка включает:
- Подачу управляющего напряжения на обмотку реле (оно должно щелкнуть).
- Проверку сопротивления контактной группы в замкнутом состоянии (оно должно быть близко к нулю).
- Визуальный осмотр на предмет подгорания контактов или корпуса.
Главный признак — отсутствие щелчка реле при включении зажигания. Часто неисправное реле можно временно заменить на аналогичное из блока (например, реле стеклоочистителей), чтобы проверить гипотезу.

Причина 3: Отсутствие питания на насосе
Если реле исправно, следующий шаг — проверить, доходит ли напряжение до самого насоса. При включении зажигания на его разъеме должно появиться 12 В. Проверить это можно мультиметром в режиме вольтметра или контрольной лампой на 12 В. Тусклое свечение лампы укажет на большое падение напряжения, вызванное плохим контактом или окислением проводов. Помните, что ресурс бензонасоса ограничен (в среднем 100-150 тыс. км), и со временем его электродвигатель изнашивается.
Обратите внимание: Почему мужчины любят мотоциклы?.
Причина 4: Неисправность электродвигателя насоса
Если питание есть, а насос молчит, проблема в нем самом. Основные неисправности — износ щеток, обрыв обмотки или заклинивание ротора из-за грязи. Проверить сопротивление обмотки можно мультиметром. У исправного насоса оно обычно составляет 1-3 Ома. Значительное отклонение или обрыв (бесконечное сопротивление) указывают на неисправность. Важно: Не включайте насос на продолжительное время «всухую», без топлива. Бензин выполняет роль смазки и охлаждения, и работа без него быстро выведет насос из строя.
Причина 5: Забитый фильтр грубой очистки (сетка)

Если насос гудит, но двигатель не заводится или работает с перебоями, возможно, он не может прокачать топливо через забитую сетку-фильтр, расположенную на его входе. Эта сетка задерживает крупные частицы ржавчины и грязи из бака. При сильном загрязнении насосу просто не хватает мощности продавить через нее топливо. Чистоту сетки можно оценить только после снятия насоса из бака.
Причина 6: Неисправность обратного клапана
Этот клапан поддерживает остаточное давление в топливной системе после выключения двигателя для облегчения следующего пуска. Если он не держит, давление быстро падает, и насосу приходится каждый раз «раскачивать» систему с нуля, что может приводить к затрудненному запуску. Проверить его можно, замерив, как быстро падает давление в рампе после остановки мотора.
Причины 7-8: Низкое давление топлива
Насос может работать, но не развивать необходимого давления (обычно 2.5-4 атм для инжекторных систем). Это приводит к обеднению смеси, потере мощности и перебоям. Давление проверяется манометром, который подключается к специальному штуцеру на топливной рампе. Если штуцера нет, можно врезать манометр в магистраль через тройник. Низкое давление — прямой показатель износа насоса или сильного загрязнения его фильтров.
Диагностика механического бензонасоса на карбюраторных авто
На карбюраторных автомобилях установлен простой механический насос, приводимый в действие эксцентриком на распредвале. Его проверка элементарна: отсоедините шланг с выходной стороны насоса, несколько раз качните рычаг ручной подкачки (если он есть) или прокрутите стартер. Из шланга должна бить сильная струя топлива. Слабая струя или ее отсутствие говорят о неисправности мембраны, клапанов насоса или засорении.
Прочие возможные причины
Среди других, менее распространенных причин могут быть: неисправность датчика положения коленвала (ЭБУ не дает команду на включение насоса), проблемы с «иммобилайзером» или проводкой, сильное загрязнение топливного бака. Комплексный подход к диагностике — залог быстрого и точного ремонта. Помните, что часто насос «предупреждает» о скорой кончине изменением тона своего рабочего шума.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: 10 основных причин, почему не качает бензонасос.
