12 основных причин стука в двигателе

Если вы слышите стук в двигателе при запуске, это сигнал тревоги. В ближайшее время потребуется капитальный ремонт, если вы ничего не сделаете сейчас. Стук на холодную или горячую, в любом случае требуется квалифицированная диагностика, и определить проблему только по такому симптому без разборки будет проблематично. Чтобы найти стук в двигателе, нужно провести большую работу по поиску возможных причин. Рассмотрим основные признаки и возможные причины стука.

Что представляет собой стук в двигателе

При монтаже всегда оставляют так называемый тепловой зазор. Его выбирают так, чтобы при максимальном нагреве и максимальном расширении металла не было клина. Если даже после прогрева двигатель стучит, то ясно, что в нем что-то нечисто, либо имеет место более серьезная поломка, чем просто износ деталей. Учитывая сложность конструкции, стучать может что угодно. Этот звук указывает на столкновение одной части с другой. В одних случаях ездить разрешается, но недолго, а в других категорически запрещается, потому что может стучать в последний раз и больше не заводиться.

Откуда идет стук в моторе как узнать

Так как в двигателе внутреннего сгорания много деталей, двигатель стучит по многим причинам. Рассмотрим типичные случаи:

  1. Частый стук в верхней части двигателя. Скорее всего это разработка в поршневой группе. При этом наблюдается частый стук поршня в цилиндре. Двигатель сильно изношен и требует капитального ремонта.
  2. Учитывая наличие тепловых зазоров, стук обычно отчетливо слышен на холодном двигателе и на холостом ходу. При нагреве она полностью исчезает или остается той же интенсивности.
  3. Стук при запуске двигателя на холодную пропорционален частоте вращения коленчатого вала и переходит в определенный ритм работы с ним.

Определить причины стука в двигателе без опыта или специализированного оборудования крайне сложно. Это связано с рядом факторов, которые могут его вызвать. Необходимо провести комплексную диагностику, включающую в себя и тактильные ощущения. Иногда только так можно обнаружить ход поршней на холодном или горячем двигателе.

Как слушать стуки двигателя

Чтобы прослушать стук в двигателе при запуске на холодную или прогрев, можно использовать несколько способов:

  • использовать профессионализм мастера;
  • использовать стетоскоп;
  • используйте подручные средства, например, длинную сухую палку.

Даже опытный мастер не всегда может правильно диагностировать стук в двигателе. Для того чтобы получить объективную оценку состояния двигателя внутреннего сгорания, он использует комплексный метод. Например, стук гидрокомпенсатора сложно услышать, потому что он расположен достаточно глубоко под осью. А вот банковскую цепочку идентифицировать легче.

Лучший метод – прослушивание стетоскопом. Он используется, если двигатель стучит, когда он холодный, или вы слышите стук в двигателе, когда он теплый. Аппарат представляет собой трубку внутри с плотной мембраной, которая прижимается к диагностируемому участку. Иногда пользоваться им неудобно из-за недостаточной длины. Тогда мастер использует сухую трость и собственный слух.

Стук в двигателе на холодную

Явный стук двигателя на холодную может возникать по разным причинам. Виновниками могут быть клапана, распредвал, поршневая группа и другие детали. Износ клапанов является наиболее частым явлением в двигателе, которое проявляется, а затем ухудшается с течением времени. Как правило проблема с клапанами не критична и двигатель стучит на холодную при сбросе газа. Если износ действительно наблюдается в клапанном механизме, скорее всего, износился коромысло клапана. Это состояние можно определить по характерным звонким щелчкам.

Стук в двигателе на горячую

Если двигатель стучал горячим, это признак более серьезной поломки, чем износ клапанов. После прогрева в двигателе источником ритмичного стука могут быть:

  • гидрокомпенсаторы;
  • цепь клапанного механизма;
  • шатун и коренной подшипник.

Самая опасная проблема на горячем двигателе – треснувший поршневой палец. Не забывайте, что на горячем двигателе возможен стук из-за нехватки масла или его сильной выработки. Со временем работы двигателя внутреннего сгорания смазочная жидкость теряет свою смазывающую способность, детали менее защищены, появляется характерный звук ударов деталей друг о друга.

Стук в двигателе на холостых оборотах

Металлический стук в двигателе на холостом ходу – явный признак износа силового агрегата. Проблема может быть связана с разными функциональными узлами.

Обратите внимание: Запотевают стёкла в машине изнутри: причины и что делать.

Услышать стук на ХХ можно по той простой причине, что двигатель в этом режиме меньше шумит и стуки слышны более отчетливо. Если дать газу, то звук, скорее всего, пропадет. Почему-то на холостых стук указывает на общую проблему. Скорее всего клапана не отрегулированы, тепловой зазор слишком мал и двигатель стучит при нажатии на газ и без увеличения оборотов просто превращается в более монотонный шум.

Основные причины стука в двигателе

Стук в двигателе указывает на несколько причин в двигателе. Трудно точно определить, что пошло не так. Необходимо провести диагностику для выявления конкретного дефекта, но бездействовать нельзя. Любой стук в двигателе приведет к капитальному ремонту и большим вложениям, если неисправность не будет вовремя обнаружена и устранена. К основным причинам стука относятся:

  • износ клапана, как минимум необходима регулировка;
  • натяжение цепи;
  • износ подшипников ролика ГРМ или натяжителя;
  • выработка вкладышей, ход коленчатого вала и т.д.

Почему стучит двигатель при детонации

Стук в двигателе при разгоне и детонация могут быть вызваны некачественным топливом. Если заправить бак бензином с более низким октановым числом, то можно будет услышать характерный, но ненормальный шум от работы двигателя внутреннего сгорания. Также в этом случае двигатель стучит из-за грязных форсунок, из-за перегрева, износа поршневых колец и маслосъемных колпачков. Причин, почему двигатель стучит, может быть несколько, поэтому необходимо провести диагностику работы двигателя и проверить:

  • гидрокомпенсаторы;
  • распределительный вал;
  • клапаны;
  • штампы и пальцы;
  • коленчатый вал и др.

Гидрокомпенсаторы

Если двигатель затарахтел и главный подозреваемый в гидрокомпенсаторах, есть еще одна причина этого явления. Это забитый масляный фильтр. Смазка в этот узел не поступает, что издает характерный звук.

Клапаны

Если он стучит в двигателе и при этом достаточно громко, то одной из проблем может быть износ клапанов. Между гребенкой и наковальней имеется температурный зазор, который необходимо периодически регулировать. Когда регулировка перестанет помогать, детали необходимо заменить.

Распредвал

Трудно четко определить стук в двигателе, особенно из-за распредвала. Эта часть двигателя представляет собой вал с кулачками, расположенными по окружности под разными углами. При вращении он давит на определенные группы клапанов, открывая или закрывая их. Стук в этой части называется глухим. Обычно это происходит сразу после запуска еще холодного двигателя. Формируется выработка постели распредвала, проблемы со смазкой, деформация и выработка ресурса кулачка.

Как стучит коленвал

Если из-за распредвала слышен громкий стук, то в двигателе стук при разгоне из-за коленвала. Это связано с тем, что биение образуется в результате вибрации крупных кусков металла, создающих при ударе звонкие звуки, сопровождающиеся одновременной вибрацией.

Как стучат пальцы поршней в моторе

В процессе работы двигателя износ происходит на всех деталях. Включая поршневые пальцы. При этом в двигателе слышен отчетливый металлический стук, сопровождающийся вибрациями. Причинами такого состояния могут быть:

  • установка при ремонте несоответствующих пальцев;
  • износ поверхностей деталей;
  • ошибка сборки.

Поршни

Если двигатель гремит, причины могут быть связаны с изношенными поршнями. Это происходит по следующим причинам:

  • увеличенный зазор между поршнем и стенкой цилиндра;
  • неправильное направление монтажа;
  • ход поршня из-за перекоса хода шатуна;
  • дует в сторону пальца;
  • неправильная замена поршня;
  • чередующиеся удары поршня о упоры поршневого пальца.

Как стучит шатун в двигателе

В процессе работы двигателя изнашиваются шатунные вкладыши, что сопровождается соответствующим звуком. Износ возникает при разрыве одного или нескольких вкладышей. Происходит стук шатуна в момент полного хода, когда вкладыш касается коленчатого вала. Когда втулок больше нет, шатун постукивает прямо по валу.

Вкладыши шатунов

Износ вкладышей – самая главная и неизбежная проблема, которая обрушится на любой автомобиль. Только вопрос времени, когда именно это произойдет и как, потому что с ними есть две проблемы:

  • износ во время носки;
  • разрушение.

Если масла не хватает, они постепенно изнашиваются. При длительном отсутствии смазки они могут разрушиться из-за нагрева.

Привод масляного насоса

Стабильная подача смазочного материала – главный фактор стабильной и тихой работы двигателя внутреннего сгорания. Если к гидрокомпенсаторам и другим механизмам не подводится смазка, будет возникать соответствующий стук.

Шкив коленвала

Шкив коленвала может разболтаться из-за сильного натяжения ремня, что также вызовет стуки и вибрации. Замена детали на новую устранит дефект. Но на самом деле шум из-за шкива бывает крайне редко.

Что делать, если застучал мотор

Если двигатель стучит, выявить проблему в нем поможет комплексная диагностика всего узла. Со стуками лучше разбираться специалисту на АЗС, так как для точного определения причины нужен опыт, но если звук глухой, проблема может быть связана с коленчатым валом.

Больше интересных статей здесь: Советы.

Источник статьи: 12 основных причин стука в двигателе.