Особенности и правила буксировки автомобиля с автоматической коробкой передач (АКПП)

Поломка автомобиля в дороге — всегда неприятная ситуация. Если это произошло в городе, проблему можно решить, вызвав эвакуатор. Однако когда машина выходит из строя вдали от населенных пунктов, часто единственным выходом становится буксировка. Для владельцев автомобилей с автоматической трансмиссией этот процесс сопряжён с определёнными рисками и требует строгого соблюдения правил, чтобы избежать серьёзных повреждений дорогостоящего агрегата.

Разрешена ли буксировка машины с АКПП?

Первым и самым важным шагом перед любыми действиями должно быть изучение руководства по эксплуатации вашего конкретного автомобиля. Некоторые производители прямо запрещают буксировку своих моделей с «автоматом» обычным способом. Это связано с конструктивными особенностями автоматических коробок: многие их узлы смазываются под давлением, которое создаётся только при работающем двигателе. При буксировке на заглушённом моторе масло не циркулирует, что приводит к сухому трению, перегреву и быстрому износу деталей. Ситуация значительно безопаснее, если двигатель буксируемого автомобиля заведён.

Ключевые правила безопасной буксировки АКПП

Если производитель всё же допускает буксировку, необходимо строго придерживаться следующих правил. Для успешной операции потребуется буксировочный трос (или жёсткая сцепка) и два опытных водителя, которые смогут обеспечить плавное движение без рывков.

1. Разблокировка руля: Обязательно вставьте ключ в замок зажигания и переведите его в положение «ACC» или «ON», чтобы разблокировалось рулевое управление и не сработала противоугонная система.

2. Положение селектора: Рычаг коробки передач должен быть установлен в положение «N» (нейтраль). Ни в коем случае не оставляйте его в «P» (паркинг).

3. Ограничение скорости: Максимальная скорость буксировки не должна превышать 30–40 км/ч. Высокая скорость приводит к интенсивному нагреву деталей КПП из-за отсутствия нормальной смазки.

4. Ограничение расстояния и перерывы: Рекомендуется буксировать автомобиль не далее 30–50 км. После каждых 20–30 км пути желательно делать остановки на 20–30 минут, чтобы дать коробке передач остыть. При более длительной буксире масло может полностью стечь в поддон, что резко увеличивает риск заклинивания механизмов и ведёт к капитальному ремонту.

5. Буксировка с работающим двигателем: Если двигатель буксируемого автомобиля исправен и его можно завести, это идеальный вариант. В этом случае масляный насос АКПП работает, обеспечивая смазку, что позволяет буксировать машину на более дальние расстояния и с меньшими ограничениями по скорости (всё равно на нейтрали).

Альтернативные методы транспортировки

Если стандартная буксировка на тросе для вашей модели запрещена, существуют другие, более безопасные способы:

Частичная погрузка: Использование эвакуатора с частичной погрузкой, когда передние или задние колёса автомобиля находятся на платформе, а остальные катятся по дороге. Этот метод требует специальной техники.

Полная погрузка: Самый безопасный способ — транспортировка на эвакуаторе с полной погрузкой, когда все колёса отрываются от дороги.

Для переднеприводных авто: Можно использовать жёсткую сцепку с роликом для передней оси, который поднимает ведущие колёса над дорогой.

Для задне- и полноприводных авто: В критической ситуации можно отсоединить карданные валы, чтобы разъединить трансмиссию и колёса. Это позволяет буксировать автомобиль обычным способом, не опасаясь за сохранность коробки передач.

Больше полезных советов для автомобилистов вы найдёте в разделе: Советы.

Источник статьи: буксировка авто на автомате.