Почему современные двигатели склонны к задирам и как продлить их ресурс

Современные автомобильные двигатели, несмотря на все технологические достижения, демонстрируют повышенную склонность к износу. При эндоскопическом обследовании — когда через свечное отверстие в цилиндр вводится миниатюрная камера — на стенках цилиндров часто обнаруживаются характерные сколы и задиры. Это не просто мелкие потертости, а серьезные повреждения, возникающие на наиболее нагруженных участках, где поршень оказывает максимальное давление.

Эволюция поршней: компромисс между эффективностью и надежностью

В двигателях прошлых поколений такая проблема была выражена меньше. Основная причина кроется в ключевых тенденциях современного моторостроения: стремлении к облегчению деталей и снижению вредных выбросов. Если сравнить старый и новый поршень, разница станет очевидной. Современные поршни имеют меньший вес и более короткую юбку (нижнюю часть). Это сделано для минимизации трения в цилиндропоршневой группе: облегченный поршень с укороченной юбкой создает меньшее давление на стенки цилиндра, что снижает механические потери и повышает КПД.

Однако у этой медали есть и обратная сторона. Более короткие поршни склонны к перекосу внутри цилиндра. Это ухудшает теплоотвод и снижает эффективность маслосъемных колец. В результате поршень может перегреваться из-за недостаточного контакта колец со стенкой цилиндра. Для борьбы с перекосом инженеры уменьшают зазор между поршнем и цилиндром.

Обратите внимание: Чего не стоит допускать для сокращения ресурса мотора.

Но современные поршни часто не имеют специальных стальных вставок, компенсирующих тепловое расширение. Поэтому даже при небольшом перегреве зазор может стать критически малым, что приведет к задирам — контакту и схватыванию металла поршня со стенкой цилиндра.

Стиль вождения как ключевой фактор

Одной из главных причин, ускоряющих износ, является неправильная эксплуатация. Движение на низких оборотах под высокой нагрузкой (например, на высокой передаче при малой скорости) провоцирует перекос поршней. Золотое правило для сохранения мотора звучит так: чем выше нагрузка (подъем в гору, буксировка прицепа), тем выше должны быть обороты двигателя. Крайне важно избегать езды на повышенных передачах при низких оборотах коленвала.

Экология против ресурса: система рециркуляции выхлопных газов (EGR)

Еще один фактор риска связан с системами, призванными снизить токсичность выхлопа. Речь о клапане рециркуляции отработавших газов (EGR). Его задача — понизить температуру сгорания в цилиндрах, чтобы уменьшить образование оксидов азота, которые возникают при температурах выше 650°C. Для этого часть выхлопных газов возвращается во впускной коллектор и затем в цилиндры.

Побочный эффект этой полезной с экологической точки зрения системы — попадание в цилиндры вместе с газами абразивных частиц. Это может быть углеродный нагар или, что хуже, керамическая пыль от разрушающегося каталитического нейтрализатора. Эти частицы оседают на стенках цилиндров и работают как наждачная бумага, создавая продольные царапины (задиры). Это прямой путь к повышенному расходу масла на угар, хотя на начальном этапе увеличение расхода может быть и незначительным.

Именно поэтому для продления жизни двигателя многие специалисты рекомендуют после определенного пробега отключать систему EGR и удалять катализатор, заменяя его пламегасителем. Это радикальная, но действенная мера по защите цилиндропоршневой группы.

Больше интересных статей здесь: Советы.

Источник статьи: Ресурс двигателя.