Частая эксплуатация автомобиля в режиме коротких поездок, например, на работу и обратно, создает специфические проблемы для двигателя и аккумулятора. Основная причина — мотор не достигает оптимальной рабочей температуры. В таких условиях в цилиндрах, камерах сгорания и на свечах зажигания активно образуется нагар. Система смазки страдает от низкотемпературных отложений, а зимой добавляется проблема конденсации влаги, что хорошо видно под крышкой маслозаливной горловины.
Проблемы аккумулятора и стандартные рекомендации
Аккумуляторная батарея также не успевает восстановить заряд после кратковременной работы стартера, что ведет к ее постепенной разрядке. Специалисты часто советуют при подобной эксплуатации раз в неделю давать двигателю полноценно прогреться и работать на повышенных оборотах (свыше 4000 об/мин), а также периодически подзаряжать АКБ с помощью зарядного устройства.
Личный опыт и начало эксперимента
Мой автомобиль — наглядный пример такой эксплуатации. Ежедневный маршрут составляет всего 3,5 километра, и двигатель действительно не прогревается как следует. Я решил проверить его текущее состояние и состояние аккумулятора, а затем провести рекомендуемую процедуру «прогазовки».
Первым делом я открутил крышку маслозаливной горловины.
Под ней обнаружилась характерная белая эмульсия — смесь масла и конденсата, которая является прямым следствием недостаточного прогрева двигателя в холодное время года.
Состояние свечей и масла
Выкрученные свечи зажигания были покрыты нагаром. Это происходит потому, что их изоляторы не нагреваются до температуры самоочистки (выше 300°C). В нормальных условиях, при длительной поездке по трассе, этот нагар должен выгорать. Его стойкое наличие может также указывать на возможные проблемы с составом топливно-воздушной смеси.
Масло в картере в подобном режиме работы темнеет гораздо быстрее, и менять его, вместе с масляным фильтром, рекомендуется в два раза чаще. Забитый фильтр может привести к падению давления масла, о чем сигнализирует мигающая контрольная лампа на приборной панели. После замены масла и фильтра шумность работы двигателя, как правило, снижается.
Диагностика аккумулятора
Далее я проверил состояние аккумуляторной батареи.
Напряжение на клеммах составило всего 12,08 В, что указывает на сильный недозаряд. Для сравнения, полностью заряженная АКБ выдает около 12,7 В. Короткие поездки не дают генератору возможности восполнить потраченную на запуск энергию, особенно зимой. Интересно, что летние замеры показывали напряжение в 12,6 В — разряд был не столь значительным.
Проведение эксперимента: «прогазовка» на трассе
Согласно рекомендациям, я отправился на трассу, чтобы дать двигателю поработать под нагрузкой на высоких оборотах. Теоретически, это должно помочь выжечь нагар со свечей и испарить конденсат.
Двигаясь на третьей передаче и удерживая обороты около 4500 об/мин, я проехал примерно 5 километров. Каковы же были результаты?
Результаты и неожиданный эффект
Конденсат под клапанной крышкой полностью не испарился, возможно, из-за его большого скопления. Однако свечи зажигания очистились практически до идеального состояния — весь нагар с них выгорел.
Но возник и побочный эффект: после поездки на холостом ходу начала мигать лампа давления масла. Вероятнее всего, интенсивный поток масла на высоких оборотах «промыл» систему смазки, сорвав часть отложений, которые затем забили масляный фильтр. Возможно, фильтр был уже близок к пределу своей пропускной способности, а эксперимент ускорил этот процесс. После замены фильтра мигание лампы прекратилось.
Эксперимент показал, что процедура продолжительной езды на высоких оборотах действительно имеет практический смысл. Она помогает очистить свечи и, опосредованно, через нагрузку на систему смазки, может выявить износ фильтра, способствуя общей чистке двигателя.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: Эксперимент с двигателем.

