Двигатель автомобиля в процессе работы выделяет большое количество тепла. Без эффективного отвода этого тепла возникает риск перегрева, что может привести к серьёзным поломкам и дорогостоящему ремонту. Именно для предотвращения этого в современных автомобилях используется система жидкостного охлаждения. Так как рабочая температура двигателя высока и приближена к точке кипения, охлаждающая жидкость (антифриз) со временем испаряется. Поэтому важно периодически контролировать её уровень и при необходимости производить доливку или полную замену. В этой статье мы подробно разберём, как и куда правильно заливать антифриз, а также как часто это необходимо делать.
Пошаговая инструкция по замене антифриза
Перед тем как доливать антифриз, важно понять причины падения его уровня. В исправной системе, где нет повреждений патрубков и радиаторов, уровень охлаждающей жидкости должен оставаться стабильным. Если же он снижается, возможны следующие проблемы:
- Наличие утечки в системе из-за повреждения радиатора, патрубков или ослабления хомутов.
- Регулярный перегрев и закипание двигателя.
- Нарушение циркуляции жидкости, приводящее к её испарению.

Если уровень в норме, но жидкость давно не менялась, речь идёт не о доливке, а о полной замене антифриза. Со временем он теряет свои защитные и охлаждающие свойства, что может привести к перегреву двигателя. В таком случае необходима замена жидкости и, возможно, промывка системы. Если же доливать антифриз приходится слишком часто, это сигнал о неисправности (например, вышел из строя термостат или вентилятор охлаждения), и автомобиль нуждается в диагностике.
Периодичность полной замены антифриза варьируется в зависимости от марки автомобиля и рекомендаций производителя:
- BMW — каждые 4 года.
- Ford — раз в 10 лет.
- Hyundai — после пробега 240 000 км.
- Mazda — производитель не рекомендует плановую замену в течение первых 10 лет эксплуатации.
Куда заливать антифриз: расширительный бачок или радиатор
Перед полной заменой антифриза двигатель рекомендуется прогреть, а затем дать ему немного остыть до тёплого состояния. Это облегчит слив старой жидкости и возможного осадка. Крайне важный этап — промывка системы охлаждения. Её можно выполнить с помощью специальных средств или дистиллированной воды: после слива старого антифриза система заполняется водой, двигатель запускается на 15-20 минут, затем вода сливается. Процедуру повторяют, пока не пойдёт чистая вода.
Обратите внимание: Как ухаживать за литыми дисками?.
После промывки можно приступать к заливке нового антифриза.Заливка осуществляется через одну из двух точек:
- В расширительный бачок (наиболее распространённый и удобный способ).
- Непосредственно в радиатор через заливную горловину (если конструкция автомобиля это предусматривает).
Ключевые моменты для правильной заливки антифриза
Чтобы правильно залить антифриз, необходимо учитывать несколько важных факторов:
- Состояние старой жидкости (оценивается по прозрачности и цвету).
- Общее состояние системы охлаждения (наличие накипи или засоров в патрубках ухудшает её эффективность).
- Тип антифриза, который использовался ранее или рекомендован производителем.

В легковые автомобили обычно заливают один из четырёх основных типов антифриза:
- G11 (силикатный, IAT) — жидкость синего или зелёного цвета с неорганическими присадками. Считается устаревшей технологией, требует замены каждые 2-3 года.
- G12, G12+ (карбоксилатный, OAT) — имеет красный, розовый или фиолетовый оттенок. Служит дольше, лучше защищает от коррозии.
- G12++ (гибридный, Lobrid, SOAT) — обычно розового цвета, сочетает преимущества разных технологий.
- G13 — на основе пропиленгликоля, часто жёлтого или оранжевого цвета. Отличается повышенной экологичностью и подходит для эксплуатации в экстремальных условиях.
Оптимальные условия для заливки антифриза
Полную замену антифриза или ремонт системы охлаждения следует проводить на остывшем двигателе. Это связано с тем, что горячие детали могут деформироваться, а также существует риск ожогов. Если возникла экстренная необходимость слить жидкость на горячем двигателе, заливать новую всё равно следует после остывания. Новый антифриз перед заливкой в холодную систему рекомендуется предварительно выдержать в тёплом помещении.

Правила доливки антифриза
Многие автовладельцы спрашивают, можно ли просто долить антифриз. Да, это возможно, но только если точно известен тип уже залитой жидкости. Если под рукой нет нужного состава, в качестве временной меры можно долить дистиллированную воду, чтобы доехать до сервиса. Однако помните: разбавление водой повышает температуру замерзания смеси. Качественный концентрированный антифриз защищает систему до -40°C и ниже, а с добавлением воды эта защита ослабевает.
Доливка антифриза оправдана в следующих случаях:
- Известен тип и цвет уже используемой жидкости.
- В системе нет серьёзных повреждений и утечек.
- Необходимо просто поддержать уровень для короткой поездки до места ремонта или покупки нужного антифриза.
В исправной системе уровень антифриза в расширительном бачке обычно находится между отметками «MIN» и «MAX». Контролировать его следует на холодном двигателе.
Можно ли доливать воду в антифриз?
Доливка воды допустима только в экстренных ситуациях и в небольших количествах (не более 200 мл). Если требуется добавить больше, необходимо учитывать температуру окружающей среды. В мороз сильно разбавленный водой антифриз может замёрзнуть и повредить систему. Кроме того, избыток воды провоцирует коррозию, снижает температуру кипения смеси и ухудшает её смазывающие свойства. Поэтому вода — это исключительно временное решение для того, чтобы доехать до автосервиса.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: Как и куда заливать антифриз в автомобиле.



