Зимняя рыбалка часто сопровождается тревожными новостями о машинах, провалившихся под лёд. Однако сегодня мы рассмотрим иную, не менее актуальную проблему: дорожно-транспортное происшествие, случившееся прямо на ледяной поверхности водоёма. Два автомобиля столкнулись, и вопрос определения виновного повис в воздухе.
Инцидент на Новосибирском водохранилище
Представьте себе картину: рыбак мирно ловит рыбу рядом со своим автомобилем. Клёва нет. Внезапно его внимание привлекает скопление людей неподалёку — оказалось, кто-то поймал щуку. В спешке собрать снасти и успеть к удачливому коллеге, рыбак резко стартует на своей машине. Рядом другой участник событий поступает аналогично. Результат — столкновение, помятый бампер и разбитая фара. Возникает закономерный вопрос: как в такой ситуации определить, кто прав, а кто виноват?
Новосибирское водохранилище. Автор картины: Дмитрий Богачев
Обратите внимание: В Европу на машине.
Правовой вакуум: ни ГИБДД, ни ГИМС
А никак!
Официальный ответ на вопрос об определении вины может шокировать. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) не станет даже рассматривать такое ДТП. Причина проста: Правила дорожного движения действуют на дорогах общего пользования, а ледяная гладь озера или реки к таковым не относится. Юридически это не дорога.
Может быть, тогда этим займётся ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам)? И снова нет. Сфера ответственности ГИМС — это маломерные плавсредства (лодки, катера), а не автомобильный транспорт, даже если он находится на льду.
Таким образом, участники аварии оказываются в правовом вакууме. Им предстоит разбираться друг с другом самостоятельно, без участия официальных органов. В таких условиях часто побеждает не тот, кто прав по сути, а тот, кто обладает более крепким характером и весомыми аргументами.
Штрафы всё же возможны
Неужели государство полностью бессильно в этой ситуации? Это не совсем так. Если оба водителя, пытаясь найти правду, обратятся в официальные инстанции, они с высокой вероятностью сами попадут под штрафные санкции.
Во-первых, может быть применена статья 8.42 КоАП РФ за нарушение водоохранной зоны, что грозит штрафом до 4,5 тысяч рублей.
Во-вторых, почти в каждом регионе России существуют местные правила безопасности людей на водных объектах. Выезд на лёд на автомобиле почти всегда является их нарушением. Штраф за это также составляет в среднем от 4,5 до 5,5 тысяч рублей.
Получается парадоксальная ситуация, которую метко описал герой известного фильма: «Итак, десять вам, граждане. По десять на жителя». Оба участника инцидента могут получить солидные штрафы, при этом вопрос возмещения ущерба за разбитые детали автомобиля так и останется нерешённым на государственном уровне.
Кто же в итоге заплатит за ремонт? В условиях отсутствия официального разбирательства, платить, скорее всего, будет тот, кто окажется слабее — в прямом или переносном смысле. Недаром в статье звучит ироничный совет: возможно, для решения подобных споров полезнее заняться не изучением ПДД, а силовыми видами спорта вроде хоккея, самбо или бокса.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: Выезд на машине на лёд.


