В практике авторемонта встречаются неисправности, которые ставят в тупик даже опытных диагностов. Современные системы управления двигателем с их самодиагностикой часто указывают на проблему, стоит лишь подключить сканер и считать коды ошибок или проанализировать параметры в реальном времени. Однако бывают ситуации, когда электроника бессильна: ошибок нет, все показатели в норме, а мотор работает нестабильно. Поиск причины в таких случаях может затянуться на долгие часы, а то и дни. Именно о такой сложной и неочевидной поломке пойдет речь далее.
Загадка от клиента
Ко мне обратился автовладелец, который уже две недели искал причину нестабильной работы двигателя на холодную. За это время он объездил множество сервисов в городе, потратил значительную сумму, но ни один мастер не смог точно определить корень проблемы. Симптомы были ясны, а диагноз — нет.
Симптомы неисправности
После непродолжительной стоянки, когда двигатель немного остывал, при запуске начинались проблемы: холостой ход становился крайне неустойчивым, обороты «плавали», и чтобы мотор не заглох, приходилось постоянно подгазовывать. Параллельно ухудшалась динамика разгона, а сам запуск иногда давался с трудом. Особенностью было отсутствие четкой закономерности: в один день двигатель мог стабилизироваться после прогрева до 80°C, а в другой — продолжать «капризничать» и при 40°C.
Тупиковый путь замены датчиков
Клиент сообщил, что на предыдущих сервисах проверили «всё, что можно» и в итоге пошли по пути замены практически всех датчиков, а в отчаянии даже пробовали установить другой блок управления (контроллер). Результат был нулевым.
Обратите внимание: Может случиться так, что двигатель начинает троить прямо в дороге.
Поиск в правильном направлении
Первым делом я измерил компрессию — во всех цилиндрах она была в норме (около 13 кгс/см²). Поскольку электронная диагностика уже была многократно проведена другими, повторно подключать сканер не имело смысла. Логика подсказывала, что причина кроется не в электрике, а в механике. Частым виновником подобных симптомов является непостоянный подсос неучтенного воздуха во впускной тракт. Для проверки этой гипотезы я решил использовать дымогенератор — прибор, который нагнетает дым во впускную систему, визуально показывая места разгерметизации.
Решающая проверка
Крайне важно было проверить герметичность в тот момент, когда неисправность проявляется. Я завел двигатель — он работал неустойчиво. Значит, если есть подсос, он сейчас активен. Заглушив мотор, я подключил дымогенератор к впускному коллектору. Оставалось только наблюдать. Через несколько секунд тонкая струйка дыма показалась в месте соединения ресивера (промежуточного корпуса) и самого впускного коллектора.
В этом стыке установлены резиновые уплотнительные кольца. Как выяснилось, ранее с двигателя снимали головку блока цилиндров для ремонта. Вероятно, при сборке эти прокладки были установлены неправильно, повреждены или просто не обеспечили должного уплотнения.
Простое решение сложной проблемы
После замены уплотнительных колец на новые двигатель заработал ровно и стабильно. Проблема была решена. Объяснение феномена «то появляется, то исчезает» довольно простое: при прогреве двигателя детали из-за теплового расширения занимали свое правильное положение, зазор исчезал, и подсос воздуха прекращался. На холодную же, из-за сжатия материалов, зазор вновь появлялся, нарушая герметичность и состав топливовоздушной смеси.
На этом история поиска коварного подсоса завершена. Если материал был вам полезен, оцените его. Подписывайтесь на обновления, чтобы не пропускать другие интересные случаи из ремонтной практики.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: Троит двигатель.