Искра свечи зажигания, которую мы видим как кратковременную вспышку, на самом деле представляет собой сложный двухэтапный процесс. При детальном изучении с помощью осциллографа становится ясно, что для успешного воспламенения топливной смеси важна не только сама вспышка, но и её продолжительность и структура.
Осциллограмма напряжения во вторичной цепи системы зажигания на холостом ходу наглядно демонстрирует, что искровой разряд состоит из двух последовательных и принципиально разных фаз.
Фаза пробоя: создание проводящего канала
Первая стадия, отмеченная на графике стрелкой, называется фазой пробоя или разрушения. В этот момент напряжение резко возрастает до пиковых значений (порядка нескольких тысяч или даже десятков тысяч вольт). Это необходимо для преодоления высокого электрического сопротивления сжатой топливовоздушной смеси в зазоре свечи. Газы являются отличными изоляторами, и для создания начального проводящего канала требуется мощный импульс. Однако эта фаза чрезвычайно коротка — она длится лишь доли микросекунды. Её единственная задача — «пробить» зазор, а для непосредственного воспламенения топлива её энергии и времени недостаточно.
Обратите внимание: Машина не заводится. Неочевидные причины разряда аккумулятора Ford Focus.
Фаза горения: ключ к воспламенению
Сразу после пробоя наступает вторая, самая важная часть — фаза горения (или тлеющего разряда). Напряжение в этот период значительно ниже, но главное — время её существования в десятки раз больше, чем у фазы пробоя, и составляет около 2.4 миллисекунды (мс), а не микросекунд (мкс), как указано в оригинале — это важное уточнение. Именно эта продолжительная фаза обеспечивает необходимую энергию для прогрева топливных частиц до температуры воспламенения и инициирования устойчивого фронта пламени в камере сгорания.
Диагностическая проблема: искра есть, но двигатель троит
На практике часто встречается коварная неисправность: при визуальной проверке искра кажется нормальной, и даже тестирование свечи в барокамере может показать её исправность. Однако после установки на двигатель возникает пропуск зажигания в одном из цилиндров. Диагностика с помощью мотор-тестера или осциллографа раскрывает причину: напряжение пробоя находится в норме, а вот длительность фазы горения критически мала — например, всего 0.4 мс вместо необходимых ~2.0-2.5 мс. В таком случае топливо просто не успевает воспламениться. Этот пример наглядно показывает, что визуальная оценка искры лишь подтверждает факт разряда, но не гарантирует его качество и способность поджечь смесь. Для точной диагностики необходим анализ осциллограммы.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: Не заводится двигатель.
