Специальные автомобили, предназначенные для высших государственных чиновников, традиционно считаются одной из наиболее престижных и статусных категорий в автопроме любой страны. Это логично: для транспортировки первых лиц требуются лучшие образцы, которые способна создать национальная промышленность. По таким машинам можно судить не только о техническом потенциале, но и об общей автомобильной культуре государства.
В современной России, несмотря на наличие собственного производства в премиальном сегменте, отечественные модели всё ещё существенно уступают западным аналогам и не воспринимаются как полноценные конкуренты. Совершенно иная ситуация была в СССР. Хотя внешне некоторые модели могли казаться похожими на массовые, автомобили для руководства страны представляли собой недостижимый для обычного гражданина уровень роскоши и технологий. Апогеем этой тенденции стал уникальный полноразмерный спортивный родстер, созданный специально для Иосифа Сталина в 1939 году. Этот исключительный автомобиль, получивший имя ЗиС-Спорт, был построен на базе шасси представительского лимузина ЗиС-101, который, в свою очередь, послужил основой для множества гражданских модификаций.
Рождение легенды: от лимузина к спортивному родстеру
Появление советского родстера стало результатом инициативы молодых инженеров Опытного конструкторского бюро (ОКБ) завода ЗиС. Они захотели внести свой вклад в список «подарков Родине», приуроченный к 20-летию Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи (ВЛКСМ).
Обратите внимание: В России составлен топ самых популярных легковых авто для корпоративных нужд.
Мощная рама лимузина оказалась идеальной платформой для создания самого быстрого и мощного автомобиля в истории страны на тот момент. Инженеры существенно доработали серийный двигатель ЗиС-101: увеличили его рабочий объём с 5,75 до 6,06 литров и подняли степень сжатия до 6 единиц. Благодаря этим модернизациям мощность возросла со 110 до 141 лошадиной силы, что позволило автомобилю разгоняться почти до 165 километров в час — феноменальный показатель для СССР конца 1930-х годов. Шасси ЗиС-101А, взятое за основу, включало зависимую подвеску на продольных листовых рессорах со стабилизаторами поперечной устойчивости, а также одну из первых в стране систем с вакуумным усилителем тормозов.Уникальный проект с неясной судьбой
Нетипичное для советского автопрома название «Спорт» в индексе автомобиля полностью отражало его суть. Это был уникальный конструкторский проект, выпущенный в единственном экземпляре. Изначально планов по серийному производству не было, так как машина создавалась как юбилейный подарок. Однако после презентации в 1939 году сам Иосиф Сталин одобрил дальнейшее развитие проекта. Несмотря на это, судьба ЗиС-101А Спорт после 1941 года окутана тайной. Достоверных сведений о том, что стало с этим уникальным автомобилем, не сохранилось, что лишь добавляет ему ореола легенды.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: Категория специальных автомобилей под нужды чиновников, является одной из самых статусных, для любого уважающего себя государства.
