В предыдущих публикациях речь шла о легендарных советских тяжелых вертолетах Ми-6 и Ми-10К. Эти машины, некогда вершина инженерной мысли, сегодня стали музейными экспонатами, которые можно встретить на авиашоу или учебных аэродромах.
Однако у посетителей таких выставок обычно есть возможность осмотреть технику лишь снаружи или заглянуть в кабину и салон. Увидеть же «сердце» вертолета — его силовую установку — практически невозможно.
Для этого необходимо посещать специализированные музеи авиационных двигателей, которые не так широко распространены. Именно поэтому сегодня мы детально рассмотрим один из таких уникальных агрегатов — турбовинтовой двигатель Д-25В, который хранится в коллекции Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ).
Назначение и особенности конструкции
Двигатель Д-25В создавался специально для тяжелых транспортных вертолетов Ми-6 и Ми-10. На этих машинах устанавливалось по два таких двигателя, которые работали через общую редукторную коробку Р-7. Важной особенностью была их полная взаимозаменяемость, что упрощало эксплуатацию и ремонт.
Обратите внимание: Как грамотно ответить инспектору ДПС, который просит показать огнетушитель, аптечку и знак аварийной остановки.
Главной инженерной особенностью Д-25В является наличие так называемой свободной турбины. Она предназначена для привода несущего винта и кинематически не связана с основной турбокомпрессорной частью двигателя. Это революционное для своего время решение позволяло пилоту независимо регулировать скорость вращения винта, не меняя режим работы газогенератора, что значительно повышало управляемость вертолета.
Устройство двигателя Д-25В
Конструктивно двигатель состоит из ряда ключевых узлов и систем:
- Входной корпус компрессора с размещенными на нем коробками приводов агрегатов.
- Осевой компрессор, имевший девять, а в поздних модификациях восемь ступеней. Для повышения эффективности использовалась система перепуска воздуха после третьей и четвертой ступеней через специальные отверстия, закрытые перепускными лентами.
- Кольцевая камера сгорания трубчатого типа, в которой размещалось двенадцать жаровых труб.
- Турбина компрессора — одноступенчатая, приводящая в движение компрессорную часть.
- Свободная (винтовая) турбина — двухступенчатая, которая через редуктор передавала мощность на вал несущего винта.
- Трансмиссия, передающая крутящий момент от свободной турбины к главному редуктору вертолета.
- Сложные системы подачи топлива и автоматического управления, обеспечивающие стабильную работу.
- Автономная система запуска с использованием пускового генератора.
- Системы смазки, вентиляции (дыхания) и пожаротушения для обеспечения безопасности.
- Выхлопная труба для отвода отработавших газов.
Этот двигатель стал эталоном надежности. С 1960 года он начал устанавливаться на вертолет-кран Ми-10, а с 1965 года — на его модификацию Ми-10К.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: Сегодня я хочу показать двигатель Д-25В из коллекции УГАТУ.

