Сравнение двухтактных и четырехтактных двигателей: принцип работы, отличия и особенности эксплуатации

В мире двигателей внутреннего сгорания существует два основных типа, которые отличаются по своей конструкции и принципу действия: двухтактный и четырехтактный. Каждый из них имеет свои уникальные характеристики, преимущества, недостатки и специфические требования к техническому обслуживанию, включая использование различных видов топлива и масел.

Ключевое отличие: рабочий цикл

Главное различие между этими двигателями заключается в количестве движений (тактов) поршня, необходимых для завершения одного полного рабочего цикла. Именно этот цикл отвечает за преобразование химической энергии топлива в механическую энергию, которая приводит в движение транспортное средство или механизм.

Двухтактный двигатель: простота и частота

В двухтактном двигателе рабочий цикл завершается всего за два движения поршня (такта) или за один оборот коленчатого вала. Эти два такта объединяют в себе процессы впуска топливовоздушной смеси и сжатия, а также рабочий ход (расширение газов) и выпуск отработавших газов. Благодаря такой конструкции двухтактный мотор производит рабочий ход при каждом обороте коленвала, что теоретически должно давать более высокую удельную мощность. Однако на практике такие двигатели часто проигрывают в эффективности (КПД), так как процессы газообмена в них менее совершенны. Они также обычно характеризуются более высоким уровнем шума, вибраций и выбросов вредных веществ в выхлопных газах.

Четырехтактный двигатель: эффективность и плавность

Четырехтактному двигателю для полного цикла требуется четыре движения поршня или два оборота коленчатого вала. Эти такты строго разделены: впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск. Такая последовательность позволяет более тщательно и полно осуществлять наполнение цилиндра свежей смесью и очистку от выхлопных газов. В результате четырехтактные моторы, как правило, более экономичны, экологичны, долговечны, работают тише и обеспечивают больший крутящий момент на низких оборотах по сравнению с двухтактными аналогами.

Особенности смазки и топлива

Различия в конструкции напрямую влияют на требования к горюче-смазочным материалам. Это один из самых важных практических аспектов, который необходимо знать каждому владельцу.

  • Двухтактные двигатели (2T): В них отсутствует отдельная система смазки, подобная масляному картеру. Поэтому моторное масло добавляется непосредственно в бензин в строго определенной пропорции (например, 1:50). Эта топливно-масляная смесь, попадая в кривошипную камеру и цилиндр, смазывает все подвижные детали. Для этого используется специальное масло для двухтактных двигателей, которое способно полностью сгорать вместе с топливом.
  • Четырехтактные двигатели (4T): Эти моторы имеют классическую автономную систему смазки с масляным картером, насосом и фильтром. Масло заливается отдельно и циркулирует по системе, не смешиваясь с топливом. Бензин используется в чистом виде.

Крайне важно помнить: масла для этих типов двигателей абсолютно не взаимозаменяемы! Использование масла 4T в двухтактном двигателе приведет к образованию нагара и быстрому выходу его из строя, а заливка масла 2T в картер четырехтактного мотора не обеспечит необходимых смазывающих и защитных свойств, что вызовет повышенный износ. Выбор конкретной марки и типа масла и бензина всегда должен основываться на рекомендациях производителя двигателя с учетом его модели, рабочего объема и условий эксплуатации.

Больше интересных статей здесь: Советы.

Источник статьи: Про двигатели внутреннего сгорания.