Среди множества силовых агрегатов, созданных в советскую эпоху, один выделяется особенно — двигатель автомобиля Москвич-412. По мнению экспертов, этот мотор по ряду технических характеристик превосходил даже знаменитые двигатели BMW того времени.
Прорывная разработка 1967 года
В 1967 году на свет появился Москвич-412, оснащенный новым полуторалитровым двигателем мощностью 75 лошадиных сил. Это был настоящий технологический прорыв для советского автопрома. Удивительно, но по мощности этот компактный агрегат не уступал двигателю легендарной «Волги» ГАЗ-21, который имел почти вдвое больший рабочий объем — 2,45 литра.
Скрытые возможности и спор о происхождении
Интересно, что реальная мощность двигателя Москвич-412 была еще выше — по некоторым данным, она превышала 80 л.с. Главный инженер завода сознательно указывал в документах заниженные цифры. Хотя некоторые специалисты обвиняли советских инженеров в копировании немецкого двигателя BMW (объем и заявленная мощность действительно были схожими), у советского мотора было важное конструктивное преимущество — съемные гильзы цилиндров. Это решение значительно упрощало ремонт в любых условиях.
Особые версии и потенциал для тюнинга
Существовала специальная версия автомобиля — Москвич-412Д, адаптированная для сложных дорожных условий. Она отличалась усиленной защитой картера, специальными шинами и другими особенностями. Хотя ее двигатель имел меньшую мощность (68 л.с.), он был экономичен и работал на доступном бензине АИ-76. Главным же секретом этого мотора был его огромный потенциал для форсирования. Например, при установке двух карбюраторов Weber мощность могла достигать впечатляющих 92 л.с., и это еще не было пределом.
Производство и международное признание
Из-за нехватки производственных мощностей в Москве сборку Москвич-412 организовали в Уфе. Интересно, что не всем покупателям доставался новый двигатель — некоторым автомобилям устанавливали старый мотор от модели 408. В 1970-80-е годы двигатели «Москвича» считались эталоном надежности. Их даже устанавливали на экспортные автомобили, и зарубежные эксперты давали им самые высокие оценки.
Надежность и простота обслуживания
Этот двигатель славился своей неприхотливостью. Он не требовал долива масла между плановыми заменами, спокойно выхаживал до 150 тысяч километров, а благодаря тем самым съемным чугунным гильзам капитальный ремонт был относительно простой процедурой. К сожалению, в 1990-е годы качество сборки этих моторов заметно снизилось.
Вы знакомы с этим легендарным двигателем?
Обратите внимание: Выбор советских байкеров: «Днепр» или «Урал»?.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: Эксперты назвали один из советских моторов даже более крутым, чем БМВ.


