Датчик температуры всасываемого воздуха (ДТВВ): назначение, диагностика и ремонт за 15 минут

Температура воздуха, поступающего в двигатель, — это критически важный параметр для эффективной работы любого автомобиля. От неё напрямую зависит, насколько оптимальной будет топливовоздушная смесь, как полноценно сгорит топливо и каким в итоге окажется КПД силового агрегата. Датчик температуры воздуха на впуске (ДТВВ) — это ключевой элемент системы управления двигателем, отвечающий за точность этих процессов. Его исправность напрямую влияет на поведение автомобиля, будь то ВАЗ 2114, Toyota или любая другая марка. Давайте разберемся, как устроен этот датчик, где его искать и как быстро проверить его работоспособность.

Что такое датчик температуры всасываемого воздуха (ДТВВ)

Датчик температуры впускного воздуха — это электронный компонент, который непрерывно измеряет температуру воздуха, засасываемого двигателем. Эти данные передаются в электронный блок управления (ЭБУ) двигателя, который на их основе корректирует состав топливовоздушной смеси. Зачем это нужно? Плотность и другие свойства воздуха сильно меняются в зависимости от его температуры. Холодный воздух плотнее и содержит больше кислорода, а значит, для его эффективного сжигания требуется больше топлива. Летом, наоборот, воздух менее плотный. ДТВВ помогает ЭБУ адаптировать подачу топлива под текущие условия, обеспечивая стабильную работу, легкий пуск в мороз и оптимальный расход топлива в любую погоду.

Где находится датчик температуры воздуха на впуске

Чтобы измерять температуру именно того воздуха, который идет в цилиндры, датчик устанавливается непосредственно в путь воздушного потока. В подавляющем большинстве автомобилей, как отечественных, так и импортных, его можно найти в корпусе воздушного фильтра или в воздушном патрубке сразу после него. Иногда ДТВВ конструктивно объединен с датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ), образуя единый узел. Такая интеграция компактна, но делает диагностику и замену немного сложнее.

Расположение датчика температуры воздуха на впуске

Устройство датчика температуры всасываемого воздуха

Конструкция ДТВВ довольно проста и надежна. Основные элементы датчика:

  • Электрический разъем — расположен в верхней части, служит для подключения к проводке автомобиля.
  • Металлический корпус — обеспечивает механическую защиту и имеет резьбу для вкручивания в посадочное место.
  • Термистор — чувствительный элемент, расположенный в нижней части корпуса так, чтобы контактировать с потоком воздуха. Термистор меняет свое электрическое сопротивление в зависимости от температуры: при нагреве сопротивление падает, при охлаждении — растет. Именно это изменение и фиксирует ЭБУ.

Проходящий через датчик воздух воздействует на термистор, изменяя его сопротивление. ЭБУ, измеряя напряжение в цепи датчика, точно определяет температуру и вносит необходимые коррективы в работу двигателя.

Устройство датчика температуры всасываемого воздуха

Симптомы неисправности ДТВВ

Как и любой другой элемент, датчик температуры воздуха может выйти из строя. Проблемы могут быть разными: от банального окисления контактов в разъеме до полного отказа термистора. Вот типичные признаки, которые могут указывать на неисправность ДТВВ:

  • Проблемы с запуском двигателя на холодную — ЭБУ, не получая корректных данных о низкой температуре, не обогащает смесь, и двигатель заводится с трудом или глохнет.
  • Неустойчивая работа на холостом ходу — плавающие обороты, вибрации.
  • Повышенный расход топлива — блок управления, дезориентированный неверными показаниями, готовит неоптимальную смесь.
  • Загорание лампы проверки двигателя (Check Engine) — ЭБУ фиксирует ошибку в цепи датчика (например, P0112 или P0113) и сигнализирует об этом водителю.

Важно: Компьютерная диагностика поможет точно определить код ошибки, но первичную проверку самого датчика можно выполнить самостоятельно.

Однако не спешите винить именно ДТВВ — подобные симптомы могут вызывать и другие неисправности. Поэтому следующим логичным шагом должна стать его проверка.

Признаки неисправности датчика

Как проверить датчик температуры воздуха за 15 минут

Для самостоятельной диагностики ДТВВ вам понадобится мультиметр (тестер) и бытовой фен. Работа выполняется в следующем порядке:

  1. Отключите разъем датчика. Аккуратно нажмите на фиксатор и отсоедините колодку с проводами, не прилагая чрезмерных усилий, чтобы не сломать пластиковые крепления.
  2. Снимите датчик. Обычно он вкручен в корпус воздушного фильтра или патрубок. Используйте подходящий ключ.
  3. Измерьте сопротивление «на холодную». Включите мультиметр в режим измерения сопротивления (Омы, кОмы). Подсоедините щупы к контактам датчика (к самому термистору). Запишите полученное значение.
  4. Нагрейте датчик. Направьте на его чувствительный элемент поток теплого воздуха из фена.
  5. Проверьте сопротивление «на горячую». Не убирая фен, снова измерьте сопротивление. Оно должно плавно уменьшаться по мере нагрева. При остывании — так же плавно возрастать.
  6. Сравните с эталоном. Найдите в интернете (например, в руководстве по ремонту для вашей модели авто) таблицу зависимости сопротивления ДТВВ от температуры. Сравните ваши замеры. Например, при +20°C сопротивление часто составляет около 2.3–2.5 кОм, а при -20°C — может достигать 13–15 кОм.

Если сопротивление не меняется при нагреве/охлаждении, «висит» на нуле или бесконечности, датчик неисправен. Если значения сильно отличаются от табличных, это также указывает на проблему.

Процесс проверки датчика мультиметром

Ремонт и замена датчика

Ремонт ДТВВ

В большинстве случаев ремонту подлежат только контакты. Тщательно очистите от окислов клеммы в разъеме и на самом датчике. Можно использовать специальный очиститель контактов и мелкую наждачную бумагу, после чего нанести контактную смазку. Сам термистор, если он вышел из строя, обычно не ремонтируют, а меняют весь датчик в сборе.

Замена датчика температуры впускного воздуха

Если диагностика подтвердила неисправность, датчик нужно менять. Процедура проста:

  1. Купите новый датчик, подходящий для вашей модели автомобиля.
  2. Обесточьте автомобиль, сняв минусовую клемму с аккумулятора.
  3. Отсоедините разъем и выкрутите старый датчик.
  4. Проверьте состояние уплотнительного кольца. При необходимости замените его на новое (часто идет в комплекте).
  5. Вкрутите новый датчик, подсоедините разъем.
  6. Подключите аккумулятор. Для уверенности можно на несколько минут включить зажигание, чтобы ЭБУ «познакомился» с новым датчиком, а затем стереть ошибки сканером.

После замены убедитесь, что пропуски воздуха в месте установки исключены, а двигатель работает ровно.

Больше полезных материалов для автовладельцев: Советы по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Источник: Что такое ДТВВ, для чего нужен и как его проверить за 15 минут.