Споры между сторонниками бензиновых и дизельных двигателей не утихают уже много лет. Это не просто теоретические дебаты, а реальный выбор, с которым сталкивается каждый покупатель автомобиля. Производители часто предлагают одну и ту же модель с разными типами силовых агрегатов, что лишь подчеркивает: однозначного фаворита не существует. В этой статье мы подробно разберем принципы работы, сильные и слабые стороны каждого типа двигателя, чтобы помочь вам сделать осознанный выбор.
Важно сразу прояснить один ключевой момент: использование неподходящего топлива — например, бензина в дизельном двигателе или наоборот — категорически недопустимо. Это верный путь к серьезной поломке и дорогостоящему ремонту. Такая несовместимость обусловлена фундаментальными различиями в принципах работы этих двигателей, главное из которых — способ воспламенения топливно-воздушной смеси.
Принцип работы бензинового двигателя
В бензиновом моторе смешивание паров бензина с воздухом обычно происходит еще до попадания в цилиндр — во впускном коллекторе (за исключением систем с непосредственным впрыском). В цилиндре эта однородная смесь сжимается, в результате чего ее температура повышается примерно до 500°C. Однако этой температуры недостаточно для самовоспламенения. Решающую роль играет внешний источник — искра от свечи зажигания, которая и поджигает смесь в строго рассчитанный момент.
Этот процесс, лежащий в основе работы двигателя внутреннего сгорания, относительно прост и понятен. Однако у дизельных агрегатов, которые также относятся к ДВС, принцип действия кардинально иной.
Принцип работы дизельного двигателя
Дизельный двигатель работает по принципу самовоспламенения от сжатия. В его цилиндры сначала поступает и сильно сжимается (до давления 30-50 бар) чистый воздух. От такого сжатия воздух раскаляется до температуры около 900°C. В этот момент, непосредственно перед верхней мертвой точкой поршня, в камеру сгорания под высоким давлением впрыскивается мелкодисперсное дизельное топливо. Оно мгновенно испаряется, смешивается с горячим воздухом и самовоспламеняется без какой-либо искры. Образующаяся при этом топливно-воздушная смесь является неоднородной.
Разобравшись в основах, перейдем к сравнительному анализу преимуществ и недостатков. Стоит помнить, что оценка часто зависит от условий эксплуатации: то, что в одной ситуации является минусом, в другой может стать плюсом.
В России исторически сложилось предпочтение бензиновым двигателям. Это во многом связано со стереотипами, идущими из советского прошлого, когда дизели ассоциировались в основном с грузовиками и тракторами. Однако в мире ситуация иная. Например, во Франции доля дизельных автомобилей достигает трети, а в Австрии — почти половины парка. Это заставляет задуматься о реальных достоинствах дизеля.
Обратите внимание: Парковка задним ходом между двумя автомобилями: схема, возможные ошибки, советы специалистов.
Давайте разберемся, в чем же заключаются эти достоинства.
Экономичность и мощность
Традиционно дизель считается более экономичным. Хотя сегодня цена на дизельное топливо сравнялась с бензином, его расход у дизельных моторов примерно на 20% ниже. Это достигается за счет более высокой степени сжатия (около 20:1 против 10:1 у бензиновых) и, как следствие, более высокого КПД, который может превосходить бензиновый аналог на 40%. Сгорание топлива в дизеле происходит эффективнее.
Однако у бензиновых двигателей есть ответный козырь — мощность. Они, как правило, развивают больше лошадиных сил при том же объеме. Например, сравнение старых моделей Mercedes-Benz наглядно это демонстрирует. Но здесь есть нюанс: дизельный мотор компенсирует меньшую пиковую мощность выдающейся тягой на низких оборотах, что очень ценится при буксировке и в городском цикле.
Выбор между бензиновым и дизельным двигателями часто ставит в тупик
Шум и вибрации
Не секрет, что дизельные двигатели обычно более шумные и вибронагруженные, особенно на холостом ходу. Причина — высокое давление в цилиндрах при сгорании. Однако современные технологии и качественная шумоизоляция салона сводят этот недостаток к минимуму. Более того, некоторые находят характерное «урчание» дизеля даже приятным и успокаивающим.
Экологичность
Современные дизельные двигатели, соответствующие стандартам Евро-5 и Евро-6, — это далеко не «коптящие монстры» прошлого. По многим параметрам, особенно по выбросам CO2, они даже экологичнее бензиновых, что и объясняет их популярность в Европе. Что касается запаха, то это субъективный фактор: кому-то неприятен запах бензина, а кого-то не смущает специфический аромат солярки.
Надежность и долговечность
Конструктивно дизельные двигатели создаются более прочными и долговечными: у них усиленный блок цилиндров, коленвал, поршневая группа. Кроме того, дизельное топливо обладает смазывающими свойствами. Теоретически это сулит огромный ресурс. Однако на практике в России этот плюс часто нивелируется низким качеством дизельного топлива, к которому бензиновые моторы в среднем более терпимы.
Еще один известный недостаток дизеля — чувствительность к сильным морозам. Парафинизация летней солярки может привести к проблемам с запуском. Решение — использование зимнего или арктического топлива, а также применение предпусковых подогревателей. Зато дизели гораздо менее чувствительны к воде и влаге, так как для работы им не нужна высоковольтная система зажигания. Именно поэтому их часто выбирают для внедорожников.
Стоимость обслуживания и ремонта
Это один из самых важных практических вопросов. Из-за требовательности к качеству топлива дизельные двигатели нуждаются в более частой замене масла и фильтров (топливных и масляных). Ремонт дизеля, как правило, сложнее и дороже, особенно если речь идет о топливной аппаратуре высокого давления (ТНВД), стоимость которой может быть очень высока.
Ахиллесова пята дизельного двигателя — его топливная система
Несмотря на дороговизну обслуживания, ресурс у исправного дизеля огромен, что подтверждается примерами грузовиков, отхаживающих миллионы километров.
Идеального двигателя, объединяющего все достоинства бензинового и дизельного агрегатов, пока не существует. Выбор всегда будет компромиссом, зависящим от ваших приоритетов: экономичность и тяга или мощность и простота обслуживания. Пока же нам остается взвешивать «за» и «против» и, возможно, мечтать о будущем, где под капотом будет работать компактный и чистый источник энергии.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: На протяжении многих десятилетий между бензиновыми и дизельными двигателями идет «война», оспаривать существование которой нет никакого смысла.

