ГАЗ-12 ЗИМ: инновационный представительский автомобиль СССР

Несмотря на официальную идеологию равенства, в Советском Союзе существовала иерархия, что отразилось в создании специального автомобиля для партийной элиты — ГАЗ-12, также известного как ЗИМ. Этот представительский седан для чиновников среднего звена стал воплощением амбиций и технических возможностей страны, сочетая в себе роскошь и ряд передовых для своего времени инженерных решений.

Разработка автомобиля, призванного заполнить нишу между массовой «Победой» (ГАЗ М-20) и флагманом ЗИС-110, началась весной 1948 года под руководством конструкторов Андрея Липгарта и Льва Еремеева. Задача стояла сложная: создать комфортабельный, просторный и при этом технологичный автомобиль.

В процессе проектирования были применены как заимствованные идеи (в основном из американского автопрома), так и собственные инновации. Например, двигатель был модернизированной версией довоенной конструкции. ГАЗ-12 серийно выпускался с 1950 по 1960 год, оставив заметный след в истории отечественного автомобилестроения.

Самонесущий кузов: демонстрация силы

Одной из ключевых особенностей ГАЗ-12 стала самонесущая конструкция кузова. Хотя такая схема уже не была абсолютной новинкой, ЗИМ стал первым в мире автомобилем такого большого размера (длина 5530 мм, ширина 1900 мм) и класса люкс, построенным по этой технологии.

Выбор в пользу самонесущего кузова был сделан по нескольким причинам. Во-первых, это упрощало и ускоряло разработку, позволяя использовать наработки по «Победе» (даже её удлинённое шасси служило испытательным стендом). Во-вторых, это позволило снизить общую массу машины, что было критически важно при мощности двигателя всего в 90 лошадиных сил.

В-третьих, это был яркий технологический вызов и демонстрация возможностей советской промышленности миру. Однако у инновации обнаружились и недостатки: тяжёлый кузов со временем мог деформироваться при интенсивной эксплуатации.

Уникальная трансмиссия с гидротрансформатором

Ещё одной отличительной чертой ГАЗ-12 стала сложная и прогрессивная трансмиссия. Для модели специально разработали новую трёхступенчатую коробку передач с синхронизаторами — первую для Горьковского автозавода. Позже эта КПП появилась и на других советских автомобилях. Также применялись гипоидная главная передача и двухсоставной карданный вал, не требовавший высокого тоннеля в полу.

Но главной «изюминкой» стал гидротрансформатор, установленный между двигателем и сцеплением. Это устройство позволяло трогаться с любой передачи и останавливаться, не выжимая сцепление, что повышало комфорт управления. Простая конструкция из насосного и турбинного колес почти не «съедала» мощность.

Однако у этой системы был существенный недостаток: на стоянке автомобиль мог самопроизвольно катиться. Проблему усугубляли барабанные тормоза, которые в мороз могли примерзать. Поэтому каждую машину комплектовали колодками-упорами для колёс — простое, но вынужденное решение для сложной техники.

Роскошный салон и унификация с массовыми моделями

Идея использования деталей от более доступных моделей в премиальном автомобиле не нова. ГАЗ-12 активно унифицировался с другими моделями завода: он получил коробку передач и элементы передней подвески от «Победы», что упрощало производство и обслуживание.

Внутри ЗИМ предлагал невиданный для СССР уровень комфорта. Шестиместный салон (а фактически в нём могло разместиться и семь человек) был обит качественными материалами. Он оборудовался двумя диванами — передним и задним, а между ними располагались два дополнительных откидных сиденья. Задние двери, для удобства посадки, открывались против хода движения (суицидальные двери).

Оснащение было по-настоящему богатым: трёхдиапазонный радиоприёмник (который, правда, мог быстро разрядить аккумулятор), двухзонная система вентиляции и отопления с отдельным управлением для задних пассажиров.

Не забыли и о мелочах: для курильщиков предусмотрели четыре пепельницы и прикуриватель на заднем сиденье. Ещё одной инновацией стала кнопочная система запуска двигателя (вместо привычной ножной педали), что также работало на имидж прогрессивного автомобиля.

Название ЗИМ — это аббревиатура от «Завод имени Молотова», которым Горьковский автозавод назывался до 1957 года. С приходом к власти Н.С. Хрущёва и опалой В.М. Молотова от этого имени постепенно отказались, и автомобиль остался в истории преимущественно как ГАЗ-12.

Больше интересных статей здесь: Советы.

Источник статьи: ГАЗ-12 выпускался с 1950 по 1960 год.