Что такое перегрев и чем он опасен
Перегрев автомобиля — это критическое состояние, при котором двигатель не получает достаточного охлаждения. Основная опасность заключается в том, что если вовремя не заметить проблему, последствия могут быть очень серьезными и дорогостоящими. Особенно это актуально для современных машин, где датчик температуры не всегда вынесен на приборную панель, и водитель может пропустить первые тревожные сигналы. Игнорирование перегрева почти гарантированно приведет к капитальному ремонту силового агрегата в ближайшее время.
Причины перегрева двигателя
Существует множество факторов, способных вызвать недостаточное охлаждение мотора. К основным техническим неисправностям относятся:
- Выход из строя водяного насоса (помпы), отвечающего за циркуляцию охлаждающей жидкости.
- Неполадки с термостатом, который регулирует поток жидкости по малому и большому кругу.
- Загрязнение или повреждение радиатора охлаждения.
- Утечка или низкий уровень охлаждающей жидкости (антифриза, тосола).
Однако перегрев может случиться и на технически исправном автомобиле в результате экстремальных условий эксплуатации. Например:
- Длительная езда на максимальных оборотах двигателя.
- Преодоление затяжных горных подъемов на низкой скорости. В этом случае мотор испытывает высокие нагрузки, а плотность разреженного горного воздуха снижает эффективность охлаждения радиатора.
- Пробки в жаркую погоду, когда двигатель работает, а встречный поток воздуха для обдува радиатора отсутствует.
Особенности современных автомобилей
Конструкция новых машин создает дополнительные риски. Подкапотное пространство плотно заполнено, а радиаторы (основного охлаждения, кондиционера, интеркулера) часто собраны в плотный «бутерброд», установленный с минимальными зазорами. Это приводит к быстрому засорению пространства между ними пухом, листьями, грязью и насекомыми, что резко ухудшает теплообмен. Поэтому специалисты сервисов настоятельно рекомендуют не реже одного раза в два года проводить профессиональную чистку и промывку радиаторного блока.
Обратите внимание: Почему мужчины любят мотоциклы?
Что делать при перегреве: алгоритм действий
Главное правило — постоянно следить за указателем температуры. Если стрелка приближается к красной зоне, необходимо действовать немедленно:
- Включите печку на максимальную мощность и обдув. Это поможет отвести часть тепла от двигателя в салон.
- Откройте окна, чтобы не «запечься» от горячего воздуха из системы отопления.
- Остановитесь в безопасном месте, включите аварийную сигнализацию.
- Откройте капот для лучшего теплообмена, но не глушите двигатель сразу. Резкая остановка циркуляции жидкости в перегретом моторе может вызвать термический удар и деформацию деталей. Дайте ему поработать на холостых оборотах 3-5 минут.
- Только после этого заглушите мотор и дайте ему остыть. Ни в коем случае не открывайте пробку расширительного бачка на горячем двигателе — это приведет к выбросу кипятка и пара под давлением.
Если остановиться нельзя (экстренный случай)
В крайней ситуации, когда нет возможности остановиться (например, на оживленной трассе), можно попытаться немного снизить температуру «на ходу». Для этого используйте прием «рывкового» движения: плавно разгоняйтесь, а затем двигайтесь накатом с выжатым сцеплением (для механической КПП) или на нейтрали (для АКПП, если это допускается инструкцией). При таком режиме двигатель периодически работает на холостых ходах, получая передышку, а на радиатор подается поток холодного воздуха. Этот метод — крайняя мера, и его цель — дотянуть до ближайшего места, где можно безопасно остановиться.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: почему греется мотор и что делать, чтобы он не перегревался.

