Советская и российская автомобильная промышленность оставила после себя огромное наследие военных грузовиков, среди которых легко потеряться. Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) занимал в этом ряду особое место, десятилетиями снабжая армию СССР, а затем и страны СНГ надежной техникой. При упоминании грузовиков ГАЗ у многих сразу возникает образ легендарного ГАЗ-66, принятого на вооружение в далеком 1964 году. Этот автомобиль, прозванный в войсках «Шишигой», стал символом эпохи.
Сильные стороны и врожденные недостатки легенды
ГАЗ-66, при собственной массе около 3,5 тонн, мог перевозить до 2 тонн груза, обладая при этом выдающейся проходимостью и завидной надежностью в полевых условиях. Однако с самого начала эксплуатации выявились и конструктивные недочеты. Например, сложная тормозная система часто ломалась и с трудом ремонтировалась. Но главным минусом, характерным для многих советских грузовиков того времени, было отсутствие дизельного двигателя. Бензиновый мотор был менее экономичным и не так хорошо подходил для тяжелой работы.Обратите внимание: "Вечный японец с движком-миллионником". Можно ли найти легендарный седан в хорошем состоянии на "вторичке"?.
Несмотря на эту проблему, базовый ГАЗ-66 так и не получил серийный дизель за всю свою историю, хотя попытки его установить предпринимались.
Попытка дизелификации: немецкая лицензия и слабая мощь
Идея оснастить «Шишигу» дизелем возникла в начале 1990-х годов, когда в Нижнем Новгороде запустили производство двигателей по лицензии немецкой компании Deutz. Для ГАЗ-66 выбрали четырехцилиндровый мотор ГАЗ-544.10 объемом 4,3 литра. К тому времени грузовик уже активно использовался не только в армии, но и в народном хозяйстве, поэтому экономичный двигатель казался логичным шагом. Однако результаты разочаровали: мощность агрегата составляла лишь 85 лошадиных сил при крутящем моменте 235 Нм. Для тяжелого внедорожника этого было явно недостаточно. Максимальная скорость упала до 75 км/ч, а о серьезных нагрузках и буксировке пришлось забыть.Крах проекта: отсутствие спроса и технические проблемы
Руководство завода пыталось оправдать проект значительным — почти на 30% — снижением расхода топлива и общей дешевизной солярки в те годы. Но рыночный успех так и не был достигнут. Спрос на малосерийные дизельные модификации (ГАЗ-6640 и турбированный ГАЗ-6641) оказался крайне низким. Более того, многие проданные грузовики возвращались с претензиями на ненадежные новые двигатели. В итоге производство дизельных «Шишиг» свернули уже в 1995 году, а через четыре года, в 1999-м, с конвейера сошел и последний бензиновый ГАЗ-66, поставив точку в истории этой легенды.Больше интересных статей здесь: Советы.

