Владельцы автомобилей нередко сталкиваются с ситуацией, когда при включении зажигания на приборной панели периодически и без видимой причины загораются предупреждающие лампы систем ABS (антиблокировочная система тормозов) и ESP (система курсовой устойчивости). При этом диагностика на сервисе может не выявлять явных неисправностей в электрике. В чем же корень проблемы и как можно ее решить?
Принцип самодиагностики электронных систем
Ключ к пониманию проблемы кроется в работе электронных блоков управления (ЭБУ). Современные системы ABS и ESP оснащены функцией постоянной самодиагностики. Блок управления регулярно проверяет целостность цепи и корректность сигналов от всех датчиков. Если в ходе такой проверки обнаруживается сбой — например, кратковременный обрыв сигнала или его выход за допустимые пределы — система фиксирует ошибку и зажигает соответствующий индикатор на панели приборов, предупреждая водителя. После этого диагностика может быть повторена, ошибка — устранена (если сбой был временным), и лампы гаснут, создавая эффект их самопроизвольного включения и выключения.
Основные причины ложных срабатываний
Почему же блок управления иногда видит ошибку, которую не удается зафиксировать стационарным диагностическим оборудованием? Чаще всего это связано с нестабильным контактом или внешними помехами. Можно выделить несколько типичных причин:
1. Загрязнение или повреждение датчиков ABS. Эти датчики, расположенные у каждого колеса, считывают скорость его вращения. Налипшая грязь, металлическая стружка или физическое повреждение их корпуса и проводки могут искажать сигнал. Для проверки необходимо снять колесо, визуально оценить чистоту рабочей поверхности датчика (она должна быть очищена от загрязнений) и целостность подводящих проводов, которые могут перетереться или быть повреждены.
2. Плохой электрический контакт в соединениях. Это одна из самых распространенных причин. Окисление, разбалтывание или недостаточная фиксация разъемов и клемм, особенно в местах подключения датчиков к основной проводке, приводят к прерывистому контакту. Во время движения из-за вибрации контакт может то пропадать (что вызывает ошибку и зажигание лампы), то появляться снова (после чего система видит исправность, и лампа гаснет). Именно это создает эффект периодического срабатывания с разными интервалами.
Обратите внимание: Какой бензин быстрее сгорает: 92-й или 95-й.
3. Неисправность самих датчиков или их проводки. Датчик может начать «грешить» и выдавать некорректный сигнал на грани допустимого диапазона, что также будет восприниматься системой как intermittent fault (периодическая неисправность).
Порядок действий для диагностики и ремонта
Для решения проблемы рекомендуется выполнить следующие шаги:
1. Визуальный осмотр. Проверить состояние датчиков ABS у всех колес, очистить их от грязи.
2. Проверка соединений. Внимательно осмотреть все разъемы, идущие к датчикам и блоку управления ABS/ESP. Разъединить их, почистить контакты от возможного окисления и надежно зафиксировать обратно.
3. Диагностика. Несмотря на то, что ошибка может не сохраняться в памяти, стоит провести компьютерную диагностику в момент, когда индикаторы горят. Это может помочь зафиксировать момент возникновения сбоя.
4. Проверка целостности проводки. Осмотреть провода на предмет перегибов, потертостей и повреждений изоляции по всей длине.
Устранение плохого контакта или очистка датчиков в большинстве случаев решает проблему самопроизвольного загорания индикаторов, возвращая системам активной безопасности автомобиля стабильную работу.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: По какой причине при включении зажигания самопроизвольно с разной периодичностью на панели приборов загораются индикаторы ABS и ESP.

