Советские КрАЗ-256Б: как кременчугские самосвалы воевали за Фолклендские острова

Для многих, кто жил в СССР, мощные и громоздкие грузовики КрАЗ — это не просто техника, а целая эпоха. Их узнаваемый дизайн, надёжная конструкция и при этом сложный, требующий силы и сноровки характер управления делали их легендами советских дорог и строек. Сегодня встретить такой автомобиль в рабочем состоянии — большая редкость, а его появление на улице может вызвать удивление и даже лёгкий трепет у современного человека, привыкшего к комфортабельным и тихим машинам.

Эти автомобили были полной противоположностью западным аналогам, которые десятилетиями эволюционировали в сторону удобства водителя и пассажиров. Казалось бы, шумный и спартанский советский «зверь» совсем не вписывался в западные стандарты. Однако история знает удивительный случай, когда эти машины не просто попали в Европу, но и сыграли свою роль в международном конфликте. Речь идёт о Фолклендской войне 1982 года между Великобританией и Аргентиной. За несколько лет до этого, в 1979 году, британская компания Umo Plant импортировала партию самосвалов КрАЗ-256Б, которые продавались под маркой «БелАЗ 256БМ».

Британская модификация советского гиганта

Машины, попавшие в Британию, имели ряд отличий от привычных нам КрАЗов. Их кузова были увеличенного объёма, а вместо одинарных фар на крыльях устанавливались сдвоенные световые приборы в бампере. Общее качество изготовления и отделки также было заметно выше. Все самосвалы остались с левым рулём, так как изначально не планировалось их использование на общественных дорогах. Тем не менее, для удобства эксплуатации информационные таблички и обозначения на приборной панели были переведены на английский язык.

Обратите внимание: 3 статьи закона, которые помогут водителю в споре с инспектором ДПС.

Недорогой, но мощный советский грузовик пришёлся британцам по вкусу — в 1978 году он даже занял второе место по продажам на внутреннем рынке спецтехники, уступив лишь немецкому Magirus, при этом его цена была примерно на 6000 фунтов стерлингов ниже.

КрАЗы на войне: неожиданный поворот

Когда на Фолклендских островах разгорелся вооружённый конфликт, эти самые самосвалы, завезённые британцами, оказались в руках аргентинских военных. Для них такие показатели, как высокий расход топлива или аскетичный интерьер кабины, не имели решающего значения. Зато они по достоинству оценили главные качества КрАЗа: невероятно прочную и «неубиваемую» ходовую часть, которая порой выдерживала даже близкие разрывы снарядов, а также огромную грузоподъёмность. Получился парадокс: техника, поставленная Великобританией, в течение 72 дней боевых действий активно использовалась против неё же. Этот факт, впрочем, не помешал британцам в итоге одержать победу в той войне. Знакомы ли вы с этой малоизвестной страницей в истории легендарного кременчугского грузовика?

Больше интересных статей здесь: Советы.

Источник статьи: Все выходцы из СССР хорошо знакомы с монструозными кременчугскими грузовиками, известными своей удачной конструкцией и сложностью в управлении, которые в наше время встречаются уже крайне редко.