Для многих, кто жил в СССР, мощные и громоздкие грузовики КрАЗ — это не просто техника, а целая эпоха. Их узнаваемый дизайн, надёжная конструкция и при этом сложный, требующий силы и сноровки характер управления делали их легендами советских дорог и строек. Сегодня встретить такой автомобиль в рабочем состоянии — большая редкость, а его появление на улице может вызвать удивление и даже лёгкий трепет у современного человека, привыкшего к комфортабельным и тихим машинам.
Эти автомобили были полной противоположностью западным аналогам, которые десятилетиями эволюционировали в сторону удобства водителя и пассажиров. Казалось бы, шумный и спартанский советский «зверь» совсем не вписывался в западные стандарты. Однако история знает удивительный случай, когда эти машины не просто попали в Европу, но и сыграли свою роль в международном конфликте. Речь идёт о Фолклендской войне 1982 года между Великобританией и Аргентиной. За несколько лет до этого, в 1979 году, британская компания Umo Plant импортировала партию самосвалов КрАЗ-256Б, которые продавались под маркой «БелАЗ 256БМ».
Британская модификация советского гиганта
Машины, попавшие в Британию, имели ряд отличий от привычных нам КрАЗов. Их кузова были увеличенного объёма, а вместо одинарных фар на крыльях устанавливались сдвоенные световые приборы в бампере. Общее качество изготовления и отделки также было заметно выше. Все самосвалы остались с левым рулём, так как изначально не планировалось их использование на общественных дорогах. Тем не менее, для удобства эксплуатации информационные таблички и обозначения на приборной панели были переведены на английский язык.
Обратите внимание: 3 статьи закона, которые помогут водителю в споре с инспектором ДПС.
Недорогой, но мощный советский грузовик пришёлся британцам по вкусу — в 1978 году он даже занял второе место по продажам на внутреннем рынке спецтехники, уступив лишь немецкому Magirus, при этом его цена была примерно на 6000 фунтов стерлингов ниже.КрАЗы на войне: неожиданный поворот
Когда на Фолклендских островах разгорелся вооружённый конфликт, эти самые самосвалы, завезённые британцами, оказались в руках аргентинских военных. Для них такие показатели, как высокий расход топлива или аскетичный интерьер кабины, не имели решающего значения. Зато они по достоинству оценили главные качества КрАЗа: невероятно прочную и «неубиваемую» ходовую часть, которая порой выдерживала даже близкие разрывы снарядов, а также огромную грузоподъёмность. Получился парадокс: техника, поставленная Великобританией, в течение 72 дней боевых действий активно использовалась против неё же. Этот факт, впрочем, не помешал британцам в итоге одержать победу в той войне. Знакомы ли вы с этой малоизвестной страницей в истории легендарного кременчугского грузовика?
Больше интересных статей здесь: Советы.

