Замена тормозных колодок — это стандартная процедура технического обслуживания, с которой многие автовладельцы справляются самостоятельно. Однако после установки новых деталей часто возникает неприятный сюрприз: педаль тормоза становится «ватной» или проваливается, а эффективность торможения снижается. Это не просто дискомфорт, а серьезный сигнал, который нельзя игнорировать, так как неисправная тормозная система ставит под угрозу безопасность водителя, пассажиров и других участников движения.
Почему педаль тормоза проваливается после замены колодок?
Сразу после замены колодок некоторая нестабильность в работе тормозов — это нормальное явление, которое обычно проходит за короткое время. Основные причины временных проблем связаны с процессом притирки новых деталей:
- Изменение зазора. Новые колодки значительно толще изношенных, поэтому поршни суппортов при установке отводятся назад, увеличивая зазор в системе. Это приводит к увеличенному ходу педали до момента, пока колодки не приблизятся к диску.
- Несовершенство поверхности. Старые тормозные диски имеют свой уникальный профиль износа, который не совпадает с идеально ровной поверхностью новых колодок. Пока не произойдет притирка, контакт будет неполным, что влияет на ощущения от педали.
- Период обкатки. Даже при замене колодок вместе с дисками новым деталям требуется время, чтобы «приработаться» друг к другу. В этот начальный период тормозное усилие может быть неравномерным.

Нужна ли прокачка тормозов при замене колодок?
Согласно официальным регламентам, замена колодок не требует обязательной прокачки тормозной системы, так как её герметичность при этой операции не нарушается. Именно поэтому на большинстве сервисов эту услугу отдельно не предлагают.
Однако опытные мастера часто рекомендуют совмещать замену колодок с обновлением тормозной жидкости. На это есть веские причины:
- Улучшение работы системы. Процесс прокачки помогает удалить возможные пузырьки воздуха и обеспечивает лучшее взаимодействие всех обновленных компонентов.
- Профилактика проблем. Тормозная жидкость гигроскопична — она со временем накапливает влагу, что снижает её температуру кипения и способствует коррозии элементов системы. Регулярная замена — это залог её долговечной и стабильной работы, а также профилактика появления «мягкой» педали.

Почему машина плохо тормозит после замены колодок?
Если сразу после замены вы заметили увеличение тормозного пути — это, как правило, часть процесса обкатки.
Обратите внимание: Автомобильный генератор: ремонт вместо замены.
Основные причины временного снижения эффективности:- Фаза притирки. Пока поверхности колодок и дисков не притрутся друг к другу, площадь контакта меньше максимальной, что сказывается на тормозном усилии.
- Стабилизация положения. Новые колодки должны занять оптимальное положение в суппорте относительно диска, что также происходит в первые километры пробега.
Ответственный мастер всегда предупреждает клиента о необходимости осторожного вождения в первые 200-300 км после замены, избегая резких и экстренных торможений.
Что делать, если педаль тормоза проваливается?
Небольшая мягкость педали в первые дни — это норма. Но если педаль проваливается в пол, а для торможения нужно прикладывать чрезмерные усилия, проблема требует немедленного решения. Вот основные причины и способы их диагностики.

Воздух в тормозной системе
Наличие воздуха в контурах — одна из самых частых причин «ватной» педали. В отличие от жидкости, воздух сжимается, что делает ход педали мягким и неэффективным.
Простой тест на наличие воздуха:
- Поставьте автомобиль на ровную поверхность и затяните ручной тормоз.
- Быстро и энергично нажмите на педаль тормоза до упора 3-5 раз.
- После последнего нажатия удерживайте педаль в нижнем положении несколько секунд.
- Если педаль в процессе удержания медленно проваливается дальше — в системе почти наверняка есть воздух. Решение — профессиональная прокачка тормозов.
Утечка тормозной жидкости
Разгерметизация системы — опасная проблема. При повреждении тормозных шлангов, трубок или манжет в рабочих цилиндрах жидкость уходит, давление падает, и педаль может проваливаться в пол.
Признаки утечки:
- Педаль тормоза постепенно или резко теряет сопротивление и уходит в пол.
- На приборной панели загорается контрольная лампа низкого уровня тормозной жидкости.
- Под автомобилем (особенно в районе колес) могут быть видны маслянистые пятна.
В этом случае эксплуатация автомобиля запрещена. Необходимо найти и устранить течь, после чего долить и прокачать тормозную систему.

Неисправность главного тормозного цилиндра (ГТЦ)
Если в главном тормозном цилиндре изношены или повреждены уплотнительные манжеты, он не может создавать необходимое давление. Жидкость просто перетекает внутри него, не передавая усилие на колесные цилиндры.
Симптомы неисправного ГТЦ:
- Педаль тормоза проваливается слишком легко, а сопротивление появляется только в самом конце хода.
- Педаль может проваливаться рывками или зависать в среднем положении.
Замена главного тормозного цилиндра — обязательная мера. После установки нового узла необходимо полностью заменить тормозную жидкость и тщательно прокачать все контуры системы.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: Находим и устраняем причину мягкой педали тормоза после замены колодок за 30 минут.


