С одной стороны может показаться, что датчик уровня топлива (ДУТ) не является важной частью автомобиля. Он не принимает непосредственного участия в нормальной работе силовой установки или любого другого агрегата в автомобиле. Однако водителю важно знать, сколько топлива у него осталось, чтобы рассчитать поездку. И будет крайне неприятно, если он поздно узнает, что топливо закончилось, а до ближайшей заправки еще очень далеко.
Где находится датчик уровня топлива
Датчик топлива размещен непосредственно в самом топливном баке. В конструкции большинства автомобилей она совмещена с конструкцией топливного насоса. Поэтому в случае замены этого узла меняется и сам ДУТ, что гарантирует его постоянную правильную работу, четкое информирование водителя о количестве топлива, имеющегося у него в запасе.
Для стабильной работы ДУТ его делают устойчивым к бензину или дизельному топливу. Поэтому может длиться долго, если нет внешнего воздействия.
Предохранитель датчика уровня топлива
Многие водители ошибочно полагают, что датчик топлива должен быть отдельно снабжен предохранителем. Но на самом деле это не так. На самом датчике есть контакты, по которым он определяет уровень топлива, после чего посылает соответствующие сигналы на блок управления, затем на пульт управления для информирования водителя. Если какие-либо ДУТ снабжены предохранителями, то они гарантированно находятся непосредственно на самом датчике. При замене датчика заменяются и предохранители.
Принцип работы датчика уровня топлива
Суть каждого датчика заключается в контроле уровня топлива в баке, а также в подаче водителю правильных сигналов. Однако производители транспортных средств используют в своем производстве разные типы датчиков бензина или дизельного топлива. Следовательно, принципы их работы могут незначительно отличаться друг от друга.
Типы датчиков уровня топлива и их устройство
Указатель уровня топлива в банке может работать по-разному. Принципы работы и функции формируются в зависимости от конкретного типа устройства, используемого в конкретном автомобиле. Существуют следующие типы:
- Рычаг. Это простейшее устройство, используемое на многих отечественных автомобилях ВАЗ. В конструкции имеется поплавок, на основании которого рассчитывается количество бензина в баке. Основными преимуществами устройства являются простая конструкция и невысокая цена. Недостаток — отображает информацию с серьезными ошибками.
- Трубчатый. У него почти такой же принцип работы, как и у рычага. Но здесь поплавок размещен внутри трубки, поэтому ошибка передачи информации сведена к минимуму.
- Электронно. Прибор дорогой, но самый точный. Погрешность крайне мала, около 1%. Его устанавливают на многие современные модели, но некоторые водители ставят такое устройство и на свои старые автомобили, например, на Газель.
Поплавковый рычажный ДУТ
Рычажный ДУТ является самым простым среди других типов. Это работает следующим образом:
- Внутри бака есть специальная рычажная система.
- Поплавок ведет от рычажной системы в топливо. Это наравне с бензином.
- При изменении уровня поплавок меняет свое положение, из-за этого рычаг приходит в движение.
- Рычаг передает информацию на панель управления, а водитель получает данные о количестве топлива.
Проблема в том, что информация, которую отображает датчик, не всегда точна. В частности, проблема становится заметной, если автомобиль движется по неровной дороге, либо идет вверх/вниз.
Трубчатый ДУТ
Фиксация уровня топлива с помощью трубчатого датчика осуществляется по следующему принципу:
- Внутри бензобака есть трубка. В нижней части имеются отверстия, через которые поступает топливо.
- Внутри трубки находится поплавок, который является указателем уровня топлива.
- Когда топливо поступает, датчик определяет количество, после чего передает информацию на панель управления через электронное устройство.
- Если бак полный, сопротивление минимальное, соответственно на индикатор поступает нужная информация.
Рассматриваемый аппарат отлично справляется с поставленными задачами, к тому же относительно доступен по цене. Поэтому некоторые водители меняют рычаг на такое устройство, часто такой датчик уровня топлива устанавливается на ВАЗ 2106 для получения точной информации. Особенно, если машина ездит по стране.
Электронный ДУТ
На большинстве современных автомобилей уровень топлива в баке измеряется электронным манометром. Основой конструкции здесь является магнитный датчик. Техническая основа устройства размещена в герметичном боксе, что позволяет значительно продлить срок службы всего устройства в целом.
Обратите внимание: Топливный насос Лада Калина: как заменить.
Магнит снаружи улавливает мельчайшие изменения уровня топлива, после чего посылает сигнал в ДУТ. FLS имеет собственный блок управления и через него посылает сигнал на панель управления.ВНИМАНИЕ: электронный ДУТ можно использовать только с качественным бензином или дизельным топливом. Не стоит ставить этот прибор на старые автомобили, например, на ВАЗ 2110. Здесь он долго не проработает, так как на него постоянно негативно воздействуют пары топлива. Если вы хотите обновить устройство, выберите трубчатый.
Схема подключения датчика уровня топлива
Цепь датчика уровня топлива позволяет определить правильность подключения ДУТ. Если не следовать рецепту и инструкции, устройство работать не будет. При неправильном подключении информация будет передаваться неверно.
Схема должна быть приложена к каждому автомобилю, она есть в инструкции по эксплуатации. Поэтому вы должны поднять этот технический документ перед началом работы. Соответствующую схему также можно найти в Интернете, но важно учитывать, что она относится к конкретной марке и модели автомобиля.
Почему не работает указатель уровня топлива
Если есть несколько причин, по которым ДУТ показывает неправильный уровень топлива. Наиболее распространенными являются:
- Рычаг застрял. Из-за этого информация неверная, чаще всего - стрелка только на одном уровне, вне зависимости от количества топлива в баке.
- Поплавковое уплотнение сломано. Из-за этого он опустится на дно, а индикатор покажет низкий уровень топлива, даже если бак полный.
- Контактное окисление. Из-за этого устройство может выйти из строя, отображать неверную информацию или вообще перестать работать. Проблема решается зачисткой контактов.
- Ошибка индикатора. Тоже часто встречается. Вам нужно изменить индикатор на панели приборов, чтобы устройство начало нормально работать.
- Поломка рычага. При этом стрелка уровня топлива на месте.
Ошибки датчика уровня топлива
Иногда после замены топливного насоса или при выполнении другого ремонта датчик начинает работать нестабильно, на что указывают ошибки:
- P0460 - сбой питания (часто - окисление контактов);
- P0461 - уровень датчика слишком сильный/слабый. Проблема серьезная, может свидетельствовать о неполадках в работе топливной системы;
- P0462 — при коррозии или поломке;
- P0463 - поврежден датчик в целом или только поплавок;
- P0464 - проблемы с передачей сигнала на блок управления.
При таких ошибках прибор не показывает уровень топлива. Загорается только соответствующий код ошибки.
Как проверить датчик уровня топлива
Если стрелка уровня топлива плавает, или вы уверены, что показания на панели управления неверны, следует выполнить стандартную проверку. Для этого найдите предохранитель на самом устройстве, а затем проверьте, достаточно ли мощности для его работы.
Проверка датчика уровня топлива по универсальному методу
Если вы уверены, что датчик показывает неправильный уровень топлива, можно воспользоваться универсальным методом диагностики проблемы. Устройство проверено по инструкции:
- Найдите разъемы тестируемого устройства.
- Включите зажигание.
- Они разрывают цепь.
- Посмотрите, как реагирует стрелка.
Проверить таким образом можно не только датчик, но и многие другие узлы в автомобиле.
Как проверить рычажный датчик уровня топлива мультиметром
Если не работает рычажный датчик уровня топлива, проверьте также подачу энергии на него. Для этого измерьте сопротивление датчика уровня топлива, подключив к контактам мультиметр, предварительно переведя его на измерение сопротивления.
Поплавок датчика уровня топлива и другие неполадки
Если датчик не показывает уровень топлива правильно, проблема может быть в поплавке. Основной причиной нестабильной работы является нарушение герметичности, из-за чего поплавок наполнился топливом и опустился на дно бака. Из-за этого индикатор перестал показывать информацию, либо застрял на минимальном уровне.
Ремонт датчика уровня топлива
Если датчик уровня топлива врет, в некоторых случаях устройство можно отремонтировать. Например, если контакты окислились, их нужно только зачистить для ремонта изделия. Но бывают неисправности, при которых устройство нужно менять полностью. Например, если резистор изношен.
Как заменить датчик уровня топлива
- Снимите модуль с ДУТ, предварительно сняв крышку топливного бака. Рекомендуется сначала слить топливо.
- Перед снятием поверните модуль. Нужен для сброса давления.
- Открутите гайки в модуле.
- Снимите насос, расположенный в модуле.
- Получите доступ к датчику.
- Установите новый датчик.
- Установите модуль на автомобиль в обратной последовательности.
Совет: поскольку весь модуль предстоит демонтировать целиком, рекомендуется проверить работу топливного насоса. Если вы подозреваете, что он также нестабилен, замените и этот компонент.
Проверка и замена датчика уровня топлива на примере ВАЗ 2110
При подозрении на то, что датчик уровня топлива в баке автомобиля ВАЗ 2110 перестал нормально работать, в первую очередь необходимо купить новый прибор. Есть ряд неисправностей, ремонт которых целесообразен, но в большинстве случаев необходима замена устройства. FLS дешев, поэтому финансовых сложностей не предвидится.
Затем вы берете руководство пользователя, в котором четко описаны обычные процедуры. И замена ДУТ тоже входит в этот список. Для замены не требуется опыта или специальных инструментов, подойдет стандартный набор инструментов, который есть в любом автомобиле.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: Как проверить и заменить ДУТ своими руками за 30 минут.