ТВ7-117СТ-01 получил сертификат типа: ключевой этап для Ил-114-300

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) официально одобрило новый авиационный двигатель, выдав АО «ОДК-Климов» сертификат типа на турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ-01. Это событие имеет стратегическое значение, так как является важнейшим шагом в процессе комплексной сертификации нового регионального самолета Ил-114-300, о чем сообщила пресс-служба ведомства.

Назначение и особенности двигателя

ТВ7-117СТ-01 — это современный турбовинтовой двигатель, построенный по схеме со свободной турбиной. Он создан специально для оснащения силовой установки самолета Ил-114-300. Конструктивной основой для него послужил хорошо зарекомендовавший себя двигатель ТВ7-117С/СМ. Ключевыми новшествами стали модернизированная цифровая система управления БАРК-65СМ и специально адаптированный воздушный винт АБ112-114 производства АО «НПП «Аэросила», который в настоящее время также проходит сертификационные испытания.

Преимущества схемы со свободной турбиной

В авиационном двигателестроении турбовинтовые двигатели классифицируются на одновальные и двухвальные (со свободной турбиной). В конструкции ТВ7-117СТ-01 реализована вторая, более совершенная схема. Её суть в том, что между газогенератором (часть двигателя, производящая горячий газ) и турбиной, вращающей винт, нет жесткой механической связи — энергия передается только потоком газа. Это дает ряд эксплуатационных преимуществ. Например, двигатель может работать на земле, не вращая воздушный винт, выполняя функции вспомогательной силовой установки (ВСУ) и обеспечивая самолет электроэнергией и сжатым воздухом для бортовых систем.

Передовые технические решения

Конструкторы «ОДК-Климов» применили в двигателе ряд инновационных решений для достижения высокой эффективности и надежности. Использование комбинированного аксиально-центробежного компрессора позволило совместить преимущества осевых и центробежных ступеней, что расширило устойчивый диапазон работы двигателя. Кольцевая противоточная камера сгорания, размещенная вокруг турбоагрегата, помогла сократить длину двигателя, а также обеспечила низкий уровень вредных выбросов и дымности.

Особого внимания заслуживает производство критически важных компонентов, таких как лопатки турбины. Для ТВ7-117СТ-01 они имеют миниатюрные размеры (рабочая лопатка первой ступени ненамного больше почтовой марки), но при этом должны выдерживать колоссальные нагрузки — тысячи часов работы в газовом потоке с температурой около 1500°C. Технологии для создания таких деталей были разработаны инженерами «ОДК-Климов» в тесной кооперации с учеными Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) и Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ).

Обратите внимание: Комиссия Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) провела проверку на уфимском предприятии Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха, где изготавливается более 30%.

Цифровой двойник — прорыв в проектировании

Одной из самых значимых особенностей проекта ТВ7-117СТ-01 стало создание полноценного цифрового двойника (Digital Twin). Это первый в российской двигателестроительной отрасли пример комплексного подхода, при котором весь процесс проектирования газотурбинного двигателя формализован в цифровой среде. Виртуальная модель содержит детальное описание всех контролируемых параметров, целевых показателей и взаимосвязей между расчетными модулями. Интегрированный в производство, цифровой двойник становится «биографией» каждого выпущенного двигателя, храня данные о его создании, текущем состоянии и эксплуатации. Эта система открывает возможности для виртуальных испытаний, прогнозирования поведения двигателя и оптимизации производства, в том числе с применением аддитивных технологий.

Перспективы и дальнейшие планы

В состав силовой установки самолета Ил-114-300, помимо самого двигателя ТВ7-117СТ-01, войдут винт АБ-112-114, регулятор оборотов РСВ-34С-114, цифровая система автоматического управления ФАДЕК БАРК-65СТМ и ряд агрегатов топливной системы. Получение сертификата типа — не конечная точка для разработчиков. «ОДК-Климов» уже планирует работы по расширению летно-технических характеристик двигателя, а также сертификацию его модификации — ТВ7-117СТ-02, который предназначен для перспективного самолета ТВРС-44 «Ладога».

Источник

Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!

Подписывайтесь на наши группы:

ВКонтакте

Телеграм-канал

Одноклассники

Больше интересных статей здесь: Советы.

Источник статьи: Росавиация выдала АО «ОДК-Климов» Сертификат типа на двигатель ТВ7-117СТ-01.