Во время работы двигателя температура в подкапотном пространстве неизбежно растёт. Хотя большинство узлов рассчитано на эксплуатацию в условиях высоких температур, их состояние требует постоянного контроля. Ключевую роль в поддержании оптимального теплового режима играет вентилятор системы охлаждения. Его нестабильная работа может привести к критическому перегреву двигателя и отказу автомобиля. Контролирует запуск вентилятора специальный датчик, который также информирует водителя о возможных неисправностях в системе.
Расположение, принцип работы и виды датчиков
Датчик включения вентилятора (ДВВ) обычно устанавливается в непосредственной близости от радиатора для точного измерения температуры охлаждающей жидкости. Однако в зависимости от конструкции автомобиля производитель может разместить его и в других точках системы охлаждения:
- На корпусе термостата.
- В головке блока цилиндров.
- На нижнем патрубке радиатора.
- На боковой или торцевой части радиатора.
Перед началом диагностики крайне важно уточнить точное место установки датчика в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.

Назначение датчика
Основная функция датчика — мониторинг температуры охлаждающей жидкости и подача сигнала на включение/выключение электровентилятора. Это предотвращает перегрев двигателя. При неисправности датчика система теряет управление, что может привести к серьёзным последствиям.
Типы датчиков включения вентилятора
Методика проверки во многом зависит от типа установленного датчика, так как принципы их работы различаются. Рассмотрим основные виды, встречающиеся в современных автомобилях.
Биметаллический датчик
Работает на основе изгиба биметаллической пластины при нагреве. При достижении заданной температуры пластина замыкает контакты, подавая питание на обмотку реле вентилятора, что приводит к его запуску.
Восковый (термосифонный) датчик
В его конструкции используется элемент (часто на основе воска или аналогичного вещества), обладающий высоким коэффициентом теплового расширения. Принцип действия следующий:
- Нагреваясь от охлаждающей жидкости, рабочее тело внутри датчика расширяется.
- Расширяясь, оно воздействует на мембрану или шток.
- Это механическое движение замыкает электрические контакты, включая вентилятор.

Терморезисторный датчик (датчик температуры)
Это современный электронный датчик, меняющий своё электрическое сопротивление в зависимости от температуры. Чем выше температура, тем ниже сопротивление (в датчиках с NTC-термистором). Электронный блок управления (ЭБУ) двигателя считывает это изменение сопротивления и, на основе заложенной программы, управляет включением вентилятора через реле.
Датчики на замыкание/размыкание цепи
Простейшие механические датчики, которые являются, по сути, термовыключателями. При достижении пороговой температуры их контакты замыкаются, подавая напряжение на вентилятор напрямую или через реле. При охлаждении контакты размыкаются, и вентилятор останавливается.
Температура срабатывания
Универсального значения не существует. Пороги включения/выключения задаются производителем автомобиля и могут различаться даже для разных модификаций одного двигателя. Например, для ВАЗ 2114 характерны следующие ступени:
- Первое включение (низкая скорость): 82-87 °C.
- Включение высокой скорости: 87-92 °C.
- Аварийный режим: 92-99 °C.
В иномарках часто присутствует дополнительная ступень для интенсивного охлаждения при 104-110 °C.
Обратите внимание: Датчик давления масла Ваз 2114.

Распространённые неисправности датчика
Датчик включения вентилятора — надёжный узел, но и он подвержен поломкам. Основные проблемы:
- Постоянно замкнутые контакты. Вентилятор работает непрерывно, с момента включения зажигания, что приводит к переохлаждению двигателя и разряду АКБ.
- Постоянно разомкнутые контакты или окисление. Вентилятор не включается вообще, что гарантированно ведёт к перегреву.
- Неисправность внутреннего реле (если оно встроено в датчик). Датчик может срабатывать, но цепь питания вентилятора не замыкается.
- Нарушение калибровки. Датчик срабатывает при неверной температуре (слишком рано или слишком поздно).
- Обрыв цепи питания или «массы». Датчик не получает напряжение или не может замкнуть цепь.
В большинстве случаев неисправный датчик ремонту не подлежит и требует замены, что, к счастью, обычно не связано с большими затратами.
Пошаговая инструкция по проверке датчика
Если вы столкнулись с проблемой перегрева или, наоборот, постоянной работы вентилятора, начните диагностику с ДВВ. В домашних условиях можно проверить большинство контактных датчиков. Для диагностики электронных датчиков, работающих с ЭБУ, может потребоваться сканер ошибок.
Важный совет: Перед проверкой самого датчика убедитесь в исправности предохранителя, реле вентилятора и целостности проводки. Часто проблема кроется именно в них.

Проверка на карбюраторном двигателе
Здесь часто используется простой двухконтактный датчик-выключатель. Проверка элементарна:
- Заглушите двигатель и выключите зажигание.
- Отсоедините колодку проводов от датчика.
- С помощью перемычки (куска провода) замкните между собой два контакта в самой колодке.
- Включите зажигание (двигатель можно не запускать).
Если вентилятор запустился — датчик неисправен (его контакты не замыкаются). Если вентилятор не запустился — проблема в цепи питания, самом вентиляторе или предохранителе/реле.
ВНИМАНИЕ: Убедитесь, что перемычка не касается корпуса автомобиля, чтобы избежать короткого замыкания.
Проверка на инжекторном двигателе
На инжекторных авто датчик обычно связан с ЭБУ. Простой способ проверки управления:
- Прогрейте двигатель до рабочей температуры и заглушите.
- Отсоедините разъём от датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), который стоит на выходе из двигателя (часто на патрубке термостата).
- Включите зажигание. ЭБУ, не получая сигнал от ДТОЖ, перейдёт в аварийный режим и должен немедленно включить вентилятор на постоянную работу для предотвращения перегрева.
Если вентилятор включился — цепи управления и сам вентилятор исправны, проблема может быть в датчике. Если нет — диагностируйте цепь.
Проверка наличия питания на датчике
Возьмите мультиметр, установите режим измерения постоянного напряжения (DCV, 20V).
- Включите зажигание.
- Подсоедините щупы мультиметра к контактам в колодке, отсоединённой от датчика. Один контакт — это «плюс» (должно быть ~12V), второй — сигнальный или «масса».
Отсутствие напряжения 12В на одном из контактов указывает на обрыв в цепи питания или «массы».
Проверка срабатывания вентилятора напрямую
Этот метод проверяет исправность самого электродвигателя вентилятора, минуя всю систему управления.
- Отсоедините колодку питания от вентилятора.
- Подайте напрямую от аккумулятора «плюс» и «минус» на соответствующие контакты разъёма вентилятора.
Исправный вентилятор должен плавно запуститься. Если он не работает при прямом подключении — проблема в нём самом (щетки, обмотка, подшипник).
Совет: После проверки включения проверьте и выключение. Иногда «залипание» реле или контактов датчика приводит к тому, что вентилятор не может выключиться.

Замена датчика включения вентилятора
Если диагностика подтвердила неисправность датчика, замена выполняется по следующему алгоритму:
- Дождитесь полного остывания двигателя. Сбросьте давление в системе охлаждения, осторожно открутив крышку расширительного бачка.
- Поставьте ёмкость и слейте часть охлаждающей жидкости из радиатора или блока (до уровня ниже датчика), чтобы избежать её вытекания.
- Отсоедините электрический разъём от датчика.
- Ключом подходящего размера (часто на 19, 21, 30) выкрутите неисправный датчик.
- Очистите посадочное место от старой прокладки и загрязнений.
- Установите новое уплотнительное кольцо или медную шайбу (обычно идёт в комплекте). Можно нанести тонкий слой герметика без силикона.
- Аккуратно вкрутите новый датчик и затяните с рекомендуемым моментом (не перетягивайте!).
- Подсоедините разъём.
- Долейте охлаждающую жидкость до нужного уровня, удалите воздух из системы (прокачайте).
- Запустите двигатель, прогрейте его и убедитесь, что вентилятор включается и выключается в соответствии с температурным режимом, а также что нет подтёков антифриза.

Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: Как проверить датчик включения вентилятора своими руками за 15 минут.