Как проверить датчик включения вентилятора своими руками за 15 минут

При работающем двигателе температура в моторном отсеке повышается. Большинство деталей рассчитано на длительную работу при высоких температурах, но все же нуждается в регулировке. Это то, что делает вентилятор охлаждения. А если он начинает работать нестабильно, то нагрев двигателя становится настолько сильным, что автомобиль не может продолжать стабильно работать. За работой вентилятора следит специальный датчик. А еще он отправляет информацию водителю, если вентилятор неисправен.

Где находится датчик включения вентилятора и как он работает

В некоторых случаях на радиатор монтируется датчик, чтобы он лучше всего мог обрабатывать информацию о работе этого устройства, а также о температуре. Но производитель, в зависимости от конструкции автомобиля, может устанавливать устройство и в других местах:

  1. Корпус термостата.
  2. Крышка цилиндра.
  3. Нижняя труба.
  4. Конец радиатора.

Поэтому, если вам необходимо проверить работу вентилятора радиатора, а также датчика, следует сначала заглянуть в руководство, чтобы узнать, где именно находится устройство.

Функции датчика включения вентилятора охлаждения

Датчик на вентиляторе охлаждения выполняет только одну функцию — сообщает водителю, насколько стабильна и нормальная температура в моторном отсеке. Если вентилятор не включается, это приведет к перегреву двигателя. А чтобы этого не произошло, датчик информирует водителя о правильности замеров.

Разновидности

Перед тем, как проверить выключатель вентилятора по датчику, необходимо определить его тип. Дело в том, что в зависимости от вида принципы работы могут сопровождаться характерными нюансами. Возможности подключения также могут различаться, как и некоторые другие функции. Ниже мы рассмотрим основные типы, используемые в настоящее время при производстве автомобилей.

Биметаллический датчик вентилятора

Биметаллические датчики работают по принципу нагрева. Как только температурный режим выходит за пределы, цепь запуска вентилятора замыкается. Следовательно, устройство начинает работать.

Восковый датчик включения вентилятора

Датчик воска не обязательно использует воск. Можно использовать любое другое сырье, которое имеет хорошие свойства теплового расширения. Суть работы в следующем:

  1. Контейнер содержит воск.
  2. Двигатель соответственно запускается, воск нагревается.
  3. Воск расширяется и заполняет контейнер.
  4. Срабатывает датчик, после чего включается вентилятор.

В парафиновом или биметаллическом датчике реле включения вентилятора напрямую связаны с ними. Несколько иная ситуация наблюдается в электричестве.

Терморезисторный датчик

Термовыключатель вентилятора радиатора работает по принципу подсчета уровня сопротивления. Чем выше температура, тем сильнее сопротивление. Соответственно, при увеличении сопротивления датчик температуры отправляет информацию на блок управления вентилятором. Он, в свою очередь, отвечает за управление вентилятором, запуская его так, чтобы температура в подкапотном пространстве начала падать.

Датчики работающие на разрыв или на замыкание цепи

Это самые простые датчики. При повышении температуры устройство замыкает цепь, позволяя включиться вентилятору. Если температура стабилизируется, устройство размыкает цепь.

При какой температуре срабатывает датчик включения вентилятора

Нельзя однозначно назвать температуру, при которой сработает выключатель вентилятора.

Обратите внимание: Датчик давления масла Ваз 2114.

Каждый производитель автомобилей устанавливает свои диапазоны. Для примера можно рассмотреть датчик включения вентилятора ВАЗ 2114:

  1. Старт: 82-87 градусов.
  2. Усиление: 87-92 градуса.
  3. Дополнительное усиление: 92-99 градусов.

Если рассматривать иномарки, то у них тоже есть четвертая ступень работы вентилятора, которая начинается при 104-110 градусах.

Неисправности датчика включения вентилятора

Датчик включения вентилятора является штатным узлом, подверженным различным неисправностям. Наиболее важными являются:

  1. Замыкание контакта. В этом случае термометр выйдет из строя, а вентилятор будет работать непрерывно.
  2. Окисление. При таком повреждении вентилятор вообще не запускается. Необходимо почистить контакты, чтобы работа вентилятора стабилизировалась.
  3. Реле сломано, датчик работает, но не может управлять вентилятором.
  4. Сломалась биметаллическая пластина (характерно только для датчиков подобного типа).
  5. Потерял питание, не получает питание от предохранителя.

Также следует отметить, что устройство не подлежит ремонту. Даже если резистор вентилятора охлаждения работает стабильно, при повреждении контактов блок подлежит замене. Но он дешевый, поэтому проблем с этой проблемой обычно не возникает.

Как проверить датчик включения вентилятора

При возникновении проблем с работой вентилятора необходимо проверить работоспособность датчика. В домашних условиях можно проверить только контактные датчики, но если используются бесконтактные датчики, то проверку следует проводить только на СТО.

Принцип проверки формируется в зависимости от типа установленного двигателя, а также от модели самого устройства. Но сначала нужно проверить работу вентилятора и проводов, так как датчик почти не пострадал, способен работать долго, в отличие от соседних компонентов.

В авто с карбюраторным двигателем

Датчик, поставленный на автомобиль с карбюратором, проверяют по инструкции:

  1. Выключите зажигание.
  2. Разобрать провода.
  3. Соедините провода внутри вилки.
  4. Включите зажигание.

Если вентилятор запустится, то все в порядке. В противном случае датчик необходимо заменить.

ВНИМАНИЕ: провода необходимо проверить, чтобы они не были прикреплены к кузову.

В авто с инжекторным двигателем

Инструкция выглядит следующим образом:

  1. Демонтируйте блок, который ставится непосредственно на датчик.
  2. Поверните ключ зажигания.
  3. Запустить двигатель.
  4. Следите за работой вентилятора.

Если после проверки вентилятор и датчик работают нормально, следует посетить СТО для проведения полной диагностики.

Проверка питания датчика включения вентилятора

Перед выполнением основного теста рекомендуется сначала проверить питание датчика. При обрыве цепи устройство не повреждается, но не работает.

Для проверки возьмите мультиметр, переключите его на измерение напряжения. Проверьте напряжение на датчике. Если устройство показывает 12 В, устройство работает нормально.

Если на датчик не подается питание, проверьте цепь на наличие обрыва. Для этого мультиметр подключается к предохранителю, после чего все провода «прозваниваются.

Проверка срабатывания вентилятора

Иногда охлаждение мотора не осуществляется, потому что сам вентилятор не запускается. При этом датчик работает стабильно. Для проверки вентилятора возьмите тонкий провод небольшого размера. Потом смывают плюс на первом, после чего - на втором минусе. Если вентилятор работает нормально, сначала включается первая скорость, затем вторая. А вот при использовании двухконтактного датчика скорость будет первой оба раза.

Совет: При проверке самого вентилятора следует проверять не только его включение, но и его отключение по сигналу датчика. Иногда бывает так, что устройство реагирует на запуск, но не реагирует на выключение.

Замена датчика включения вентилятора

Если при проверках была обнаружена ошибка датчика, его необходимо заменить:

  1. Охладите машину, чтобы все детали было удобно трогать руками.
  2. Слить антифриз.
  3. Отсоедините разъем проводки. В этом случае рекомендуется проверить провода на окисление.
  4. Выкрутите неисправный датчик.
  5. Используйте герметик с новым датчиком.
  6. Установите уплотнение. Не используйте старое уплотнительное кольцо.
  7. Установите датчик, затяните его.
  8. Подключить к штекеру.
  9. Залейте антифриз.
  10. Прогрейте автомобиль, чтобы проверить работу.

Важный момент: при проверке нужно смотреть не только на вентилятор, но и на изменение скорости в зависимости от уровня нагрева устройства.

Больше интересных статей здесь: Советы.

Источник статьи: Как проверить датчик включения вентилятора своими руками за 15 минут.