Как в СССР создавали узнаваемый дизайн спецтранспорта: от серых машин до желтых милицейских

История создания узнаваемого облика спецтранспорта в СССР началась в 1936 году с основания Государственной автомобильной инспекции (ГАИ). Уже тогда новая служба получила в распоряжение собственный парк автомобилей, оснащенных примитивными, но уже работающими световыми и звуковыми сигналами.

Серое начало и послевоенные поиски

Однако первые автомобили ГАИ ничем не выделялись в общем потоке транспорта. Они были окрашены в обычный серый цвет, и лишь спустя несколько лет на них начали наносить простейшие опознавательные знаки. Идея о создании единого, яркого и понятного всем стиля для машин экстренных служб — милиции, пожарных и скорой помощи — возникла у руководства страны только после окончания Второй мировой войны. Первоначально рассматривался вариант, при котором цвет автомобиля должен был совпадать с цветом формы сотрудников, но от этой идеи быстро отказались, признав ее неэффективной.

Научный подход к дизайну

Осознав сложность задачи, власти привлекли к работе специалистов из Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ). Это был, по сути, первый в мировой практике случай, когда к проектированию внешнего вида спецтехники подошли с серьезной научной базой. Может показаться, что задача проста — достаточно выбрать яркий цвет. Но в конце 1960-х годов улицы советских городов были заполнены пестрыми автомобилями, и даже спецсигналы терялись в этом разноцветном потоке. Нужно было найти решение, которое гарантированно привлекало бы внимание.

Конструкторы перебрали множество вариантов, и в итоге был выбран тот, который на десятилетия стал эталоном для всего Советского Союза.

Обратите внимание: Сходства и различия советского грузовика ЯГ-12 и британского Guy 8Х8 CAW.

В основе разработки лежали многочисленные советские и зарубежные исследования в области эргономики, психологии восприятия и безопасности. Например, было доказано, что пожарная машина, окрашенная в красный цвет с добавлением белой полосы и контрастных дверей, воспринимается на 20% лучше, чем просто красная. Результатом нескольких лет кропотливой работы и испытаний стал объемный документ — «Автомобили оперативной службы. Окраска, опознавательные знаки, специальные световые и звуковые сигналы». Этот труд закрепил новый общесоюзный стандарт.

Рождение легендарных образов

Так на улицах появились знакомые нескольким поколениям граждан белые машины скорой помощи с красными полосами и лимонно-желтые милицейские автомобили с синими полосами. Благодаря колоссальной работе дизайнеров и инженеров СССР получил не просто стандарт, а мощный визуальный код, который на долгие годы впечатался в коллективную память. Эти образы стали настолько iconic, что их помнят даже те, кто родился уже после распада Советского Союза.

Больше интересных статей здесь: Советы.

Источник статьи: В 1936 году постановлением №1182 была основана Государственная автомобильная инспекция Советского Союза, которая уже была укомплектована собственным автопарком и подобием специальных сигналов, как.