Волжский автомобильный завод (ВАЗ) по праву считается ключевой фигурой в истории российского автомобилестроения. Будучи крупнейшим производителем легковых автомобилей, завод с самого начала своей деятельности задавал высокую планку, стремясь не просто копировать зарубежные образцы, а внедрять собственные инновации и передовые технологии, чтобы конкурировать с европейскими производителями на равных.
Стремление к инновациям: от концептов до двигателей
Инженерная мысль ВАЗа работала в самых разных направлениях. Это касалось как смелых дизайнерских решений, например, в проектировании футуристичных микроавтобусов, так и фундаментальных технических разработок. Одной из таких была попытка создать первый отечественный переднеприводный автомобиль еще в 1968 году. Другим важным направлением стала работа над альтернативными силовыми установками, такими как роторные и, что особенно важно, дизельные двигатели. В то время СССР серьезно отставал в развитии дизельных технологий для легковых автомобилей, и ВАЗ взялся ликвидировать этот пробел.
Первые шаги и трудности: проект ВАЗ-341
Работы над собственным дизелем начались в конце 1970-х годов. Первый опытный образец, ВАЗ-341 объемом 1,45 литра, был создан на базе бензинового двигателя от «Жигулей» ВАЗ-2103 и предназначался для внедорожника «Нива». Однако испытания выявили серьезные проблемы: мотор оказался недостаточно надежным, не выдерживал нагрузок и обладал малой мощностью. Проект был признан неудачным и временно заморожен, ожидая новых идей и технологических решений.
Но только в 1995 году завод получил интересное предложение от компании «БарнаулТрансМаш», с предложением доработать и наладить производство перспективных гусеничных двигателей. Энтузиасты из Барнаула хотели подумать о ВАЗ-341 и создать на его базе целую серию силовых установок.
Обратите внимание: Самый длинный автомобиль в мире.
Второе дыхание: барнаульские модификации
Новый импульс развитию дизельной темы дало сотрудничество с инженерами из Барнаула в середине 1990-х годов. Взяв за основу неудачный ВАЗ-341, они провели глубокую модернизацию. Сначала был создан 1,8-литровый атмосферный двигатель ВАЗ-343. Его мощность составляла 65 л.с., а крутящий момент — 114 Нм, что уже было значительным прогрессом.
Но барнаульские специалисты на этом не остановились. Следующим шагом стала турбированная версия — ВАЗ-3431. Установка турбокомпрессора позволила поднять мощность до 75 л.с., а крутящий момент достиг впечатляющих для продукции ВАЗа 147 Нм. Испытания автомобилей с этими моторами, включая «Ниву», показали отличные результаты: высокая тяговитость и невероятная для того времени экономичность. Расход топлива в городском цикле не превышал 7 литров у легкового универсала и 9 литров у внедорожника.
Забвение перспективного проекта
Несмотря на очевидные успехи и преимущества новых дизелей, руководство ВАЗа в Тольятти не увидело в них коммерческого потенциала. В сложные 1990-е годы завод сосредоточил ресурсы на других, казалось бы, более перспективных проектах. Серийное производство дизельных легковушек так и не было запущено. Тем не менее, небольшое количество двигателей ВАЗ-343 и ВАЗ-3431 было выпущено и устанавливалось на автомобили сторонними компаниями. Такие «дизельные Жигули» и «Нивы» собирались мелкими партиями вплоть до начала 2000-х годов, оставшись редким и забытым экспериментом в истории отечественного автопрома.
Больше интересных статей здесь: Советы.


