Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) является ключевым элементом для стабильной и эффективной работы двигателя автомобиля. В этой статье мы разберем, где он расположен, какую функцию выполняет и по каким симптомам можно определить его неисправность.
Современные автомобили, даже не самые новые, оснащены целой сетью различных датчиков. Эти компоненты, как правило, недороги и относительно просты, а многие из них владелец может заменить самостоятельно. Однако поломка даже одного такого элемента сразу сказывается на поведении машины, проявляясь в виде вполне ощутимых симптомов, которые игнорировать нельзя.
Назначение датчика температуры охлаждающей жидкости
Функция этого датчика прямо следует из его названия. Его основная задача — непрерывно измерять температуру охлаждающей жидкости, которая циркулирует в системе двигателя. Полученные данные в реальном времени передаются на электронный блок управления (ЭБУ) автомобиля. Зачем это нужно? Дело в том, что для оптимальной работы мотор должен выйти на свою рабочую температуру, обычно это диапазон от 90 до 100°C. Сразу после холодного пуска двигатель прогрет недостаточно, и ему требуются особые условия: более богатая топливно-воздушная смесь и другие настройки.
Без точных данных от ДТОЖ правильная и адаптивная работа системы охлаждения, а также системы управления двигателем была бы невозможна. На основе его показаний контроллер корректирует состав смеси, угол опережения зажигания и другие параметры, подстраивая их под текущий тепловой режим мотора. Игнорирование этих данных может привести к повышенному износу деталей, перерасходу топлива и серьезным поломкам в перспективе.
Обратите внимание: Toyota запустила работу приложения для Android.
Расположение и принцип работы датчика
Датчик температуры устанавливается непосредственно в блок цилиндров или в корпус термостата. Его чувствительный элемент обязательно контактирует с потоком охлаждающей жидкости, чтобы измерения были точными.
Важно понимать, что ДТОЖ — это не обычный термометр. Чаще всего это термистор типа NTC. Его принцип работы основан на изменении электрического сопротивления в зависимости от температуры. Чем горячее жидкость, тем ниже сопротивление датчика (и наоборот). ЭБУ, измеряя напряжение на датчике, по этим изменениям вычисляет точную температуру и, исходя из этого, дает команды другим системам автомобиля для обеспечения оптимального режима работы двигателя.
Симптомы неисправности датчика
Выход из строя датчика температуры охлаждающей жидкости сразу дает о себе знать. Водитель может заметить следующие тревожные признаки:
- Неустойчивая работа на холостом ходу: обороты могут «плавать» или быть неоправданно высокими.
- Повышенный расход топлива: из-за некорректных данных ЭБУ готовит неправильную смесь.
- Проблемы с запуском двигателя: особенно заметно в холодную погоду.
- Перегрев двигателя или, наоборот, долгий прогрев.
- Ухудшение состава выхлопных газов и загорание контрольной лампы «Check Engine».
Эти симптомы указывают на возможную проблему с датчиком, но для точной диагностики лучше обратиться в сервис. Причина может крыться не только в самом датчике, но и в обрыве проводки, окислении контактов или неисправности самого ЭБУ.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: Он оказывает большое влияние на работу двигателя.
