Что такое обгонная муфта генератора и как её проверить за 15 минут

Обгонная муфта — это устройство, которое должно входить в комплектацию автомобиля, если в нем используется автоматический натяжитель. Основная задача этого устройства – обеспечить плавный ввод, например, если автомобиль резко тормозит. Это устройство плохо подвергается механическим или другим воздействиям, поэтому менять его приходится крайне редко. Как правило, о наличии сцепления в машине водитель узнает не ранее, чем через 100 тысяч километров пробега.

Что такое обгонная муфта

Обгонная муфта представляет собой механизм, защищающий ведущий вал, если ведомый вращается быстрее. Он останавливает крутящий момент от первой оси ко второй. Его также называют муфтой свободного хода.

Сцепление также обеспечивает плавность хода автомобиля, если шкив и ось вращаются в одном направлении. Если бы его не было, то при торможении или ускорении машину начинало бы жутко трясти. Да и водитель вряд ли бы удержал управление.

Для чего нужна обгонная муфта

Муфта генератора появилась не сразу. Раньше шкив крепился непосредственно к генератору с помощью гайки. А приводной ремень передавал ему энергию от вала. Однако из-за того, что передача мощности осуществлялась напрямую, двигатель автомобиля работал неравномерно. Следовательно, водитель столкнулся с рывками при выполнении определенных маневров.

Другая проблема заключалась в том, что вал генератора вращался не так, как коленчатый вал. Ему нужно больше времени, чтобы замедлиться. Следовательно, при остановке коленчатого вала генератор продолжает движение по инерции. Это сильно сказалось на ресурсе ремня. Раньше его требовалось менять каждые 20-30 тыс км.

Затем стали появляться новые дополнительные детали, имевшие иной принцип действия и использовавшиеся для устранения старых недостатков. Это относится и к сцеплению. Его стали использовать вместо сплошного шкива для смягчения соединения. Внутри конструкции находится специальный подшипник, основное назначение которого — позволить валу генератора продолжать свое инерционное движение, но минимизировать последствия и износ.

Устройство обгонной муфты генератора

Муфта генератора не является полностью самостоятельным узлом. Он входит в конструкцию шкива. Но при этом старая и новая версии диска генератора внешне практически не отличаются друг от друга. Однако «внутри» есть существенные отличия.

Шкив имеет внешний край. Именно на него крепится ремень. А внутри есть некая полость, предназначенная для вала генератора.

В состав узла также входят подшипники. Они снабжены стопорами, а также элементами вращения. Поверх них устанавливаются сальники, без которых постоянно попадала бы пыль.

Принцип работы перепускной муфты полностью соответствует названию, она немного сложнее старого варианта шкива. Но именно поэтому он имеет возможность продлить срок службы соответствующих деталей до 100 тыс км, что выше почти в 4 раза.

Виды муфт

После того, как появились и стали активно использоваться в производстве автомобилей обгонные муфты, многие крупные концерны, такие как KIA или Toyota, стали разрабатывать собственные варианты, пытаясь еще больше повысить их эффективность. В настоящее время на рынке представлены следующие виды:

  1. ВЕСЛО.

    Обратите внимание: Компьютерная диагностика: что это такое и как часто нужно делать.

    Одно из самых простых устройств. Принцип работы прост: вал генератора свободно вращается, если скорость выше, или отдает энергию вращения, если скорость ниже.
  2. ОАД. Немного улучшенная более ранняя версия, имеющая почти такой же дизайн, но с добавлением пружины. Способствует лучшему КПД ремня, что влияет на срок службы генератора, его функции.
  3. ОВК. Лучшая конструкция на данный момент, когда обратное вращение полностью блокируется.

Как работает обгонная муфта генератора

Муфта генератора работает следующим образом:

  1. Двигатель запускается при включении муфты ускорения.
  2. Шкив передает мощность генератору через вал.
  3. Внутреннее и внешнее кольцо вращаются одновременно.
  4. При торможении коленчатого вала стопор выключен, внутреннее и наружное кольца могут вращаться неравномерно и не одновременно.

Принцип работы сцепления довольно прост, но при его выходе из строя нарушается функционирование всего автомобиля в целом.

Неисправности обгонной муфты

К основным неисправностям обгонной муфты относятся:

  1. Глушение. Проблема с этой ошибкой в ​​том, что ее невозможно распознать, пока не станет слишком поздно. Когда ремень дойдет до конечной стадии работы, он, скорее всего, порвется и сцепление заклинит.
  2. Проскальзывание. Также частые поломки, когда генератор не будет получать всю доступную ему энергию. Напряжение упадет, о чем свидетельствует соответствующий индикатор на приборной панели.

Иногда скольжение сопровождается характерным звуком, например свистом. Но проблема может пройти вообще без каких-либо симптомов.

Также следует помнить, что сцепление не работает. Невозможно контролировать ресурс.

Признаки неисправности обгонной муфты генератора

При поломке переливной муфты наблюдаются следующие признаки неисправности:

  1. Возникают вибрации, особенно во время маневров ускорения или торможения. Это связано с тем, что сам ремень перескакивает, так что движение становится неравномерным.
  2. Когда силовой агрегат еще недостаточно прогрет, при запуске двигателя появляется шум и свист в районе генератора.
  3. При натяжении ремня водитель слышит характерные щелчки в моторном отсеке. Как правило, они сопровождаются вибрацией двигателя.

Как проверить обгонную муфту генератора

Механизм свободного хода генератора не требует технического обслуживания. Поэтому не существует инструмента или компьютерного оборудования, которое можно было бы использовать для проверки состояния этого устройства. Часто симптомы неисправностей напоминают поломки в других деталях.

Но некоторые опытные водители все же находили способы проверить сцепление. Необходимость:

  1. Включите двигатель.
  2. Разгоняется он постепенно минимум до 2000 об/мин и выше.
  3. Остановите двигатель.

Если после остановки силового агрегата слышны шумы, свист и скрипы, вероятно, требуется замена сцепления. Но даже если никаких посторонних шумов не наблюдалось, это не значит, что с устройством все в порядке.

Можно снять сцепление, разобрать его и все внимательно проверить. Но этот процесс трудоемкий, поэтому практически никогда не выполняется, за исключением случаев, когда требуется смена соответствующего устройства.

Ремонт обгонной муфты генератора

Ремонт обгонной муфты нерационален. Дело в том, что обычно ломаются подшипники. На профессиональных заправках подшипники не ремонтируют, так как дешевле купить новые изделия. Например, для КИА или Короллы такие изделия вполне доступны, как и сцепление целиком. А если еще учесть 100 тыс км потенциального пробега, то затраты совсем незначительные.

Замена обгонной муфты генератора

Обгонная муфта меняется в соответствии со следующей краткой инструкцией:

  1. Ослабление ремня генератора, идущего по обводной муфте.
  2. Снятие генератора.
  3. Снятие сцепления.
  4. Сборка и установка нового сцепления.

Может показаться, что поменять сцепление несложно, поэтому можно выполнить работу в гараже. Но на самом деле разобрать очень сложно. Также потребуется специальный ключ для откручивания креплений. Без профессионального инструмента выполнить работу не получится.

Ошибки при снятии обгонной муфты

Если вы все-таки решили самостоятельно снять шкив с генератора свободного хода, учтите следующие ошибки:

  1. Удары молотком или другими подручными средствами для откручивания креплений. Так вы повредите генератор без возможности восстановления.
  2. Нагрев, если не получается открутить отдельные болты. Так растворяется жир.
  3. Использование подручных, непрофессиональных инструментов. Это также может привести к повреждению генератора.

Учитывая стоимость замены сцепления на заправке, не стоит рисковать генератором или соседними комплектующими, а доверить эту работу специалистам.

Больше интересных статей здесь: Советы.

Источник статьи: Что такое обгонная муфта генератора и как её проверить за 15 минут.