Практически каждый современный двигатель в процессе эксплуатации потребляет моторное масло — это нормально. Однако этот расход должен оставаться в разумных пределах. Для исправного автомобиля нормой считается примерно 1 литр масла на 8-10 тысяч километров пробега. Если вы заметили, что уровень масла падает быстрее, это серьёзный повод для беспокойства и диагностики. Игнорирование проблемы ведёт только к её усугублению и может закончиться дорогостоящим капитальным ремонтом. Своевременное выявление и устранение причины повышенного расхода поможет сохранить двигатель и ваш бюджет.
Основные причины повышенного расхода масла
Давайте разберёмся, куда может уходить масло и как с этим бороться.
1. Внешние утечки масла
Самая очевидная причина — физическая течь. К сожалению, обнаружить точное место утечки бывает непросто из-за конструктивных особенностей двигателя и разбрызгивания масла. Чаще всего масло подтекает в следующих узлах:
- Сальники коленчатого вала (передний и задний);
- Прокладки (крышки клапанов, поддона картера, масляного фильтра);
- Сальники распределительных валов;
- Сливная пробка поддона картера;
- Маслопроводы (например, подводящие и отводящие патрубки к турбокомпрессору).
Многие автовладельцы недооценивают важность таких «мелочей», как резиновые уплотнители и сальники. Однако их износ — это прямая дорога к потере масла. Постепенная утечка снижает уровень смазки, что ведёт к увеличению трения, перегреву и, в конечном счёте, к выходу из строя дорогостоящих деталей двигателя. Регулярный осмотр двигателя на предмет подтёков и своевременная замена уплотнителей — простой способ избежать больших проблем.
2. Неисправности системы вентиляции картера (PCV)
Эта система предназначена для отвода картерных газов. Если она выходит из строя, масло начинает уходить «внутрь». Следует обратить внимание на два ключевых элемента:
- Маслоотделитель: со временем в нём скапливается нагар и смолистые отложения, что ухудшает его работу.
- Клапан вентиляции (PCV-клапан): его заклинивание может привести к повышению давления в картере и проникновению масляного тумана во впускной тракт, а оттуда — в цилиндры двигателя, где оно сгорает вместе с топливом.
Обратите внимание: Как рассчитать расход бензина на поездку.
3. Износ цилиндропоршневой группы (ЦПГ)
Это наиболее серьёзная и затратная причина. При значительном износе поршней, цилиндров или поршневых колец между ними образуются увеличенные зазоры. Через эти зазоры масло со стенок цилиндров активно проникает в камеру сгорания и сгорает, оставляя характерный сизый дым из выхлопной трубы. В таких случаях автовладельцы иногда переходят на более вязкое масло, которое хуже просачивается через зазоры. Но это полумера: густое масло может создать проблемы с запуском зимой и ухудшить смазку на холодном двигателе. Более правильным, хотя и временным решением, может стать использование специальных присадок, восстанавливающих эластичность уплотнений. Однако при сильном износе единственным радикальным решением остаётся ремонт двигателя.
4. Износ маслосъёмных колпачков (сальников клапанов)
Резиновые маслосъёмные колпачки, расположенные на направляющих втулках клапанов, со временем дубеют, теряют эластичность и растрескиваются. Перестав выполнять свою функцию, они пропускают масло из головки блока цилиндров прямо по стержням клапанов в камеру сгорания. Замена маслосъёмных колпачков — относительно недорогая процедура (особенно по сравнению с ремонтом ЦПГ), которая часто помогает существенно снизить «масложор».
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: Как избежать повышенный расход масла.