В конце 1960-х годов перед советской промышленностью встала серьезная задача. Экономика СССР остро нуждалась в современных грузовых автомобилях повышенной грузоподъемности и надежности. Существующий парк техники уже не справлялся с растущими потребностями народного хозяйства, которому требовались мощные машины-универсалы: от седельных тягачей для междугородних перевозок до шасси для специальной техники. Перед руководством страны стоял выбор: наладить дорогостоящие закупки грузовиков за рубежом (рассматривались американские Ford и International) или создать собственный, полностью отечественный автомобиль нового поколения.
Рождение бескапотника: работа ЗИЛа
Решение было принято в пользу собственной разработки. В период с 1967 по 1969 год конструкторское бюро Московского завода имени Лихачева (ЗИЛ) вело интенсивную работу над принципиально новой для СССР машиной — трехосным грузовиком с колесной формулой 6х4. За основу для изучения компоновки был частично взят американский International. Результатом труда инженеров стал прототип ЗИЛ-170 — угловатый, но просторный и эргономичный бескапотный грузовик с трехместной кабиной. Его внешность и конструкция кардинально отличались от всех предыдущих капотных моделей ЗИЛ, знаменуя переход к более прогрессивной и компактной схеме.
Передовые технические решения
Сердцем нового автомобиля стал перспективный V-образный восьмицилиндровый дизельный двигатель мощностью 210 л.с., который в будущем получит легендарный индекс КамАЗ-740. Трансмиссия ЗИЛ-170 была не менее инновационной: пятиступенчатая механическая коробка передач оснащалась двухступенчатым редуктором-демультипликатором. Это решение фактически предоставляло водителю десять передач вперед, что позволяло оптимально использовать мощность двигателя в любых дорожных условиях. Для повышения комфорта и безопасности грузовик впервые в советской практике получил гидроусилитель руля и пневматический усилитель тормозной системы.
Успешные испытания и неожиданный поворот
В 1969 году опытные образцы ЗИЛ-170 прошли комплексные испытания, где продемонстрировали характеристики, не уступавшие зарубежным аналогам. Машина изначально проектировалась как универсальное семейство: на ее базе планировалось создание двухосных самосвалов, бортовых платформ и мощных седельных тягачей для автопоездов. Испытатели дали высокую оценку динамическим качествам, экономичности дизеля и общей управляемости бескапотного автомобиля.
Однако судьба проекта сложилась иначе. В 1972 году, в рамках масштабной программы по развитию автопрома, вся техническая документация, чертежи и наработки по ЗИЛ-170 были переданы на строящийся гигант — Камский автомобильный завод (КамАЗ). Именно там, на новой технологической линии, детище зиловских инженеров было доработано и запущено в серийное производство под историческим индексом КамАЗ-5320. Таким образом, ЗИЛ-170 по праву можно считать прямым предшественником и прототипом первого камазовского грузовика, заложившим основу для целой династии советских и российских тяжелых автомобилей.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: Предок КамАза 5320 был ЗиЛ.
