Многие автовладельцы сталкиваются с загадочной ситуацией: после нескольких дней простоя при запуске двигателя раздается характерный стук в районе клапанной крышки, который исчезает через пару минут работы мотора. Проблема не проявляется в последующие дни, что вызывает закономерный вопрос — в чем причина и как от этого избавиться?
Диагноз от специалистов
Опытные мастера на станциях технического обслуживания и заправках хорошо знакомы с этим явлением. Они практически единогласно указывают на гидрокомпенсаторы — механизмы, автоматически регулирующие тепловой зазор клапанов. Именно они часто являются источником постороннего шума.
Гидрокомпенсаторы (подробнее можно узнать здесь)
Конечно, в продаже существуют специальные присадки в масло, которые, по заверениям производителей, помогают устранить стук и не вредят двигателю. Однако спешить с их применением не стоит — это крайняя мера. Гораздо разумнее сначала разобраться в коренных причинах неисправности.
Три основные причины стука и их устранение
Прежде всего, стоит обратить внимание на базовые вещи, связанные с моторным маслом.
1. Просроченное масло. Банальная, но очень распространенная причина. Отработавшее свой ресурс масло теряет свойства, и гидрокомпенсаторы могут стучать именно из-за этого. Первым делом проверьте, когда производилась последняя замена.
2. Неподходящее или некачественное масло. Это критически важный момент. Иногда проблема кроется в неправильно подобранной вязкости. Существует ошибочное мнение, что более густое (вязкое) масло решит проблему с гидрокомпенсаторами. На практике всё наоборот.
Обратите внимание: "Вечный японец с движком-миллионником". Можно ли найти легендарный седан в хорошем состоянии на "вторичке"?.
Объяснение простое: каналы в гидрокомпенсаторах очень узкие. После долгой стоянки густое масло не может быстро в них проникнуть, создавая воздушную пробку, которая и вызывает характерный дребезжащий звук при запуске. Более жидкое (но соответствующее допускам двигателя) масло заполняет их быстрее, предотвращая стук.
3. Загрязнение гидрокомпенсаторов. Это ключевой фактор. Гидрокомпенсаторы по своей сути являются мини-отстойниками, где со временем накапливается грязь, шлам и продукты износа из масла. Для профилактики этой проблемы необходима регулярная промывка системы. Эффективным методом считается использование качественного маловязкого масла с его обязательной заменой не реже, чем каждые 7 000 километров пробега. Это помогает поддерживать чистоту каналов и стабильную работу механизмов.
Таким образом, вместо немедленного использования присадок, начните с проверки состояния и качества моторного масла — часто этого достаточно для решения проблемы утреннего стука.
Больше интересных статей здесь: Советы.
Источник статьи: Но с использованием присадок, как правило, можно и повременить, оставить так сказать на крайний случай.

