Система VVT-i от Toyota: принцип работы, устройство и особенности

Компания Toyota всегда четко указывает, оснащен ли конкретный двигатель интеллектуальной системой изменения фаз газораспределения. Эта технология, известная как VVT-i (Variable Valve Timing Intelligent), была впервые внедрена японским автопроизводителем в 1996 году и с тех пор заслужила репутацию надежного и эффективного решения. На протяжении долгого времени она была неотъемлемой частью большинства бензиновых моторов Toyota, поэтому понимание ее работы и устройства важно для многих автовладельцев.

Почему появилась система VVT-i?

В автомобильных кругах часто можно услышать, что одни двигатели хорошо «едят» на высоких оборотах, а другие — лучше «тянут» на низких. Это связано с тем, что классические моторы оптимизированы для максимальной производительности в строго определенном диапазоне оборотов. Инженеры Toyota разработали систему VVT-i именно для того, чтобы устранить этот недостаток и сделать работу двигателя эффективной на любых скоростях, улучшив как мощность, так и экономичность.

Устройство и ключевые компоненты

Конструктивно система VVT-i не является чрезмерно сложной. Ее сердце — это специальная гидравлическая муфта, которая состоит из корпуса, ротора и обоймы. Вся система работает за счет моторного масла, подаваемого под давлением. Корпус этой муфты жестко связан с приводом ГРМ (ременным или цепным), а ротор соединен непосредственно с впускным распределительным валом.

Обратите внимание: Toyota запустила работу приложения для Android.

Внутри муфты созданы полости, которые заполняются маслом через управляющий электромагнитный клапан, известный как OCV (Oil Control Valve). Именно этот клапан, получая команды от электронного блока управления двигателем, регулирует подачу масла.

Как работает интеллектуальное изменение фаз?

Принцип работы системы основан на динамической регулировке момента открытия впускных клапанов. На холостом ходу и низких оборотах система неактивна — клапаны работают в стандартном режиме, синхронно с фазой впуска. Однако при увеличении нагрузки и оборотов двигателя блок управления дает команду, и клапан OCV открывается. Масло под давлением поступает в полости муфты, создавая давление, которое проворачивает ротор относительно корпуса. Поскольку ротор связан с распредвалом, это приводит к смещению фаз газораспределения: впускные клапаны начинают открываться раньше. В результате в цилиндры поступает больше воздушно-топливной смеси, что обеспечивает значительный прирост мощности и крутящего момента именно в том диапазоне оборотов, где это необходимо.

Иллюстрация: давление масла воздействует на ротор муфты, изменяя положение распредвала.

Надежность, обслуживание и эволюция системы

Высокая надежность VVT-i во многом обусловлена ее продуманной и относительно простой конструкцией. Однако, как и любой механизм, она требует внимания. Замена самой муфты VVT-i — процедура затратная, поэтому ключ к долгой службе системы — это регулярное техническое обслуживание. Крайне важно следить за уровнем и качеством моторного масла, а также своевременно его менять, поскольку работа системы напрямую зависит от чистоты и давления масла.

Стоит отметить, что Toyota продолжила развитие технологии, представив усовершенствованную систему Dual VVT-i. Ее главное отличие — наличие управляющих муфт как на впускном, так и на выпускном распределительных валах. Это позволяет гибко управлять фазами открытия и закрытия обоих типов клапанов, что еще больше повышает эффективность, мощность и экологичность двигателя.

Больше интересных статей здесь: Советы.

Источник статьи: Краткое описание работы системы газораспределения от Toyota.