Сажевый фильтр на дизеле: проблемы, регенерация и процесс удаления

Сажевый фильтр (DPF) — это обязательный элемент современных дизельных автомобилей, предназначенный для улавливания токсичных частиц сажи из выхлопных газов. Его работа помогает снизить вредные выбросы и защитить окружающую среду. По сути, это дополнение к катализатору, которое делает выхлоп чище и устраняет характерный запах дизельного двигателя.

Однако в процессе эксплуатации фильтр неизбежно забивается, что приводит к падению мощности двигателя, перебоям в его работе и увеличению расхода топлива. Столкнувшись с этой проблемой, владелец автомобиля оказывается перед выбором: заменить фильтр на новый или полностью удалить его. Второй вариант часто кажется более привлекательным из-за высокой стоимости оригинальных запчастей, но у него есть свои нюансы и последствия.

Принцип работы и устройство сажевого фильтра

Обычно сажевый фильтр расположен за катализатором, и часто эти два элемента объединены в единый корпус. К этому корпусу подключается несколько датчиков, которые контролируют его состояние: датчик дифференциального давления (измеряет разницу давлений до и после фильтра) и температурные датчики (фиксируют температуру на входе и выходе).

Выхлопные газы, проходя через фильтр, попадают в сеть глухих каналов со специальной перфорацией. Частицы сажи оседают на стенках этих каналов, а очищенные газы выходят наружу. Со временем каналы забиваются, и для восстановления пропускной способности система запускает процесс самоочистки — регенерацию.

Как происходит регенерация сажевого фильтра

Электронный блок управления (ЭБУ) постоянно анализирует данные с датчиков. Когда разница давлений или температура выходят за допустимые пределы, что указывает на засорение, блок инициирует очистку. Для этого он повышает температуру в фильтре до 700–800 °C, чтобы выжечь накопившуюся сажу.

Достигается это за счет подачи дополнительного топлива, которое может впрыскиваться непосредственно в цилиндры или через специальную форсунку в выхлопную систему. Процесс регенерации может быть запланированным (происходит автоматически каждые 2–5 тысяч километров) или принудительным (запускается вручную через диагностическое оборудование).

Важно, что для успешной регенерации необходимы особые условия: продолжительная поездка с постоянной высокой скоростью, например, по трассе. В городском цикле с частыми остановками процесс может прерываться, что в итоге приводит к ошибкам и полному засорению фильтра.

Обратите внимание: Машина Натальи Рудовой ? каких авто не стесняется знаменитая актриса.

Существует также тип фильтров FAP, которые очищаются с помощью специальной жидкости (AdBlue), но они менее распространены. Независимо от типа, частая или незавершенная регенерация вредна для двигателя, так как излишки топлива могут попадать в масло, разжижая его и ухудшая смазывающие свойства.

Почему фильтр выходит из строя и каков его ресурс

Главный враг сажевого фильтра — обильное образование сажи. К этому приводят неисправности в системе питания (перелив топлива), проблемы с подачей воздуха (неполадки турбины, забитый воздушный фильтр), а также низкое качество самого дизельного топлива.

Даже при идеальных условиях эксплуатации ресурс фильтра ограничен и в среднем составляет 150–250 тысяч километров. После этого эффективная очистка становится невозможной. Официальная рекомендация — замена, но из-за высокой стоимости многие автовладельцы ищут альтернативы.

Популярны два подхода: установка дешевых аналогов (что рискованно и часто не решает проблему с ошибками) или полное удаление фильтра. Последний метод избавляет от будущих проблем, но делает выхлоп более токсичным и может иметь юридические последствия в регионах с strict экологическим контролем.

Пошаговый процесс удаления сажевого фильтра

Удаление — это комплексная процедура, включающая как механические, так и программные работы.

  1. Физическое удаление: Корпус фильтра снимается с автомобиля. С помощью болгарки его вскрывают, а внутреннюю керамическую или металлическую «начинку» выбивают. Если в том же корпусе находится катализатор, его также удаляют. После этого корпус заваривают (лучше использовать аргоновую сварку для защиты от коррозии) и устанавливают обратно.
  2. Программное отключение: Это самый важный этап. Необходимо перепрошить блок управления двигателем, чтобы отключить все функции, связанные с сажевым фильтром. Вносятся изменения в программное обеспечение: отключаются датчики дифференциального давления и температуры, удаляются алгоритмы запуска регенерации, стираются связанные ошибки. Без этой процедуры ЭБУ будет «видеть» отсутствие фильтра как неисправность и может перевести двигатель в аварийный режим.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое система EGR. Из этой статьи вы узнаете, как работает данная система, а также нужно ли отключать ЕГР и в каких случаях отключение EGR нежелательно.

Важные предупреждения и последствия

Удаление сажевого фильтра — ответственное решение. Некачественно выполненная процедура (особенно программная часть) может привести к постоянным попыткам ЭБУ запустить регенерацию. Это чревато попаданием большого количества несгоревшего топлива в картер, разжижением моторного масла и, в крайних случаях, может способствовать разносу дизельного двигателя.

Рекомендуем также прочитать статью о том, почему уровень масла в двигателе стал выше нормы. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах появления эмульсии и повышения уровня масла в двигателе.

После удаления фильтра исчезает необходимость использовать специальные, более дорогие моторные масла с низкой зольностью (классов Low SAPS), предназначенные для автомобилей с DPF. Это позволяет перейти на более доступные стандартные масла.

Больше интересных статей здесь: Советы.

Источник статьи: Удаление сажевых фильтров: для чего и как выполняется.