Самостоятельная замена распределительного вала: причины, инструменты и пошаговая инструкция

Распределительный вал (распредвал) — это ключевой компонент газораспределительного механизма (ГРМ). Его основная задача — с помощью специальных кулачков открывать и закрывать впускные и выпускные клапаны двигателя в строго определённые моменты времени, обеспечивая слаженную работу всего механизма.

Как и любая деталь, подверженная постоянным нагрузкам, ГРМ со временем изнашивается. Частым признаком проблем является характерный стук в двигателе, который чаще всего указывает именно на неисправности распредвала, а не коленчатого вала. При возникновении такой ситуации у автовладельца есть два основных пути: ремонт существующего вала или его полная замена. Чтобы выполнить любую из этих операций, необходимо знать, как правильно демонтировать и установить деталь. В этой статье подробно рассмотрен процесс замены распредвала своими руками.

Почему выходит из строя распределительный вал?

Поломки распредвала редко случаются внезапно; обычно это постепенный процесс, признаки которого нарастают со временем. Явные симптомы говорят уже о критическом износе.

Наиболее распространённая проблема — износ кулачков, который проявляется стуком при запуске и работе мотора. К некорректной работе ГРМ также могут привести: износ или поломка подшипников, деформация самого вала, сбои в фазах газораспределения.

Частой причиной поломок становятся проблемы с системой смазки: использование некачественного или неподходящего моторного масла, его низкий уровень, загрязнение системы. В зависимости от характера и степени повреждений, вал может быть отремонтирован (например, заменены сальники), но при критических дефектах требуется его полная замена.

В каких случаях необходима замена распредвала?

Замена распределительного вала — это крайняя мера, когда ремонт невозможен или нецелесообразен. Основные показания к замене:

  • Сильный износ кулачков. Приводит к увеличению зазоров в приводе клапанов и сильному шуму, особенно на холодном двигателе.
  • Критический износ шеек вала. Вызывает падение давления в системе смазки, образование задиров, царапин и борозд.
  • Механические повреждения. Глубокие царапины, трещины или изгиб (деформация) вала, которые не устраняются полировкой.
  • Износ посадочных мест подшипников в головке блока цилиндров. В тяжёлых случаях может потребоваться замена и самой головки.

Косвенными причинами, которые могут спровоцировать выход вала из строя, являются ошибки при предыдущем ремонте (например, неправильная установка сальника) или постоянные утечки масла через него.

Какие инструменты понадобятся для работы?

Процесс замены может отличаться в зависимости от типа двигателя (SOHC, DOHC), наличия фазовращателей и вида привода ГРМ (цепь или ремень). Рассмотрим набор для относительно простого двигателя с одним верхним распредвалом (SOHC), где вал взаимодействует с клапанами через коромысла.

Необходимый инструментарий:

  • Набор гаечных ключей и головок.
  • Отвёртки.
  • Приспособление для сжатия клапанных пружин.
  • Микрометр для точных замеров.
  • Съёмник сальников.
  • Новый распределительный вал, строго соответствующий модели двигателя.

Важно! Ни в коем случае не пытайтесь дорабатывать (шлифовать, подтачивать) новый вал, если он не подходит по размерам. Это гарантированно приведёт к нарушениям в работе ГРМ.

Пошаговая инструкция по замене распредвала

  1. Подготовка и демонтаж навесного оборудования. Отсоедините все патрубки, датчики, разъёмы и форсунки, чтобы получить свободный доступ к головке блока цилиндров. Снимите клапанную крышку.

    Обратите внимание: Замена подшипника задней ступицы Lada Kalina..

  2. Снятие коромысел. Аккуратно снимите коромысла вместе с гидрокомпенсаторами. Если они в хорошем состоянии, их можно не менять, но рекомендуется провести дефектовку.
  3. Демонтаж приводных элементов. Снимите датчик положения распредвала (датчик фаз), а затем шестерню или шкив привода вала.
  4. Извлечение распредвала. После снятия креплений осторожно извлеките вал из постели (опор). Будьте внимательны, чтобы не повредить хрупкие поверхности подшипников. Тщательно осмотрите саму постель на предмет износа или повреждений.
  5. Дефектовка старого вала. Тщательно осмотрите снятую деталь. Оцените состояние кулачков, шеек, проверьте на наличие трещин и деформаций. С помощью микрометра измерьте высоту профиля каждого кулачка и сравните с допустимыми значениями из технической документации. Отклонение от нормы — прямое указание на замену. При сильном износе кулачков рекомендуется также заменить и сопрягаемые с ними коромысла.
  6. Установка нового вала. Монтаж производится в порядке, обратном снятию. Все действия выполняйте аккуратно, без перекосов.
  7. Установка датчика фаз. Тщательно очистите посадочное место на головке блока и корпусе датчика от старого герметика. Нанесите новый слой качественного герметика, установите датчик и дайте составу полностью высохнуть согласно инструкции.

Также рекомендуем прочитать статью о том, что лучше, цепь ГРМ или ремень ГРМ. В этой статье вы узнаете о преимуществах и недостатках различных типов привода ГРМ, а также о том, какой тип привода лучше, цепной или ременный.

После сборки необходимо правильно отрегулировать привод ГРМ (натянуть цепь или ремень) в соответствии с метками. Только после этого можно запускать двигатель. Внимательно прислушайтесь к его работе: посторонние шумы, стуки или «плавающие» обороты недопустимы. Убедитесь, что газораспределительный механизм работает чётко и бесшумно.

Важные рекомендации и заключение

Замена распредвала будет эффективной и долговечной только в том случае, если устранена первопричина поломки. Просто установить новую деталь, не разобравшись, почему вышла из строя старая, — значит с большой вероятностью повторить тот же сценарий в ближайшем будущем.

Также рекомендуем прочитать статью о том, что такое фазовый датчик. Из этой статьи вы узнаете о назначении и принципах работы датчика фаз, его неисправностях, признаках поломки и способах проверки или замены.

Поэтому во время работ проведите комплексную диагностику смежных систем: проверьте состояние масляного насоса, чистоту масляных каналов, работу фильтров. Регулярное техническое обслуживание и использование качественных расходных материалов — лучшая профилактика проблем с ГРМ.

Больше интересных статей здесь: Советы.

Источник статьи: Замена распределительного вала: как поменять распредвал самому.