Проверка подвески своими руками: что нужно знать

Ходовая часть автомобиля включает в себя ряд различных элементов, которые активно изнашиваются в процессе активной эксплуатации. При этом необходимо проверять ходовую часть и диагностировать подвеску в следующих случаях:

  • регулярный осмотр (профилактический осмотр);
  • диагностика стука, изменения устойчивости, ухудшения управляемости и так далее;
  • проверка при покупке подержанного автомобиля;

При этом плановую диагностику следует проводить регулярно, так как она позволяет выявить неисправности на ранней стадии, тем самым избежать аварийного ремонта.

Также в подвеске множество деталей взаимосвязано, в результате чего одна неисправность тянет за собой другую. Учитывая тот факт, что диагностика ходовой техники не является сложной процедурой, необходимо знать, как проверить подвеску своими руками. Подробнее читайте в нашей статье.

Передняя и задняя подвеска: конструкция

Если рассматривать самый распространенный тип подвески на автомобилях начального и среднего класса, то это независимая подвеска типа МакФерсон спереди и полунезависимая балка сзади. Конструктивно передняя подвеска этого типа включает:

  • носилки
  • предплечье
  • стойки с перьями
  • округлый кулак
  • анти-ролл-бар
Также можно подобрать большое количество более мелких деталей: шаровые опоры, пружины стабилизатора, втулки, сайлентблоки, опорные подшипники и т.д. Что касается задней подвески, то самая распространенная задняя полузависимая подвеска. Конструктивно это прочная полузависимая балка, амортизаторы с пружинами, балочные сайлентблоки.

Добавим, что в данной статье мы не будем рассматривать сложные пневматические и гидравлические подвески, а также многорычажные подвески, так как для диагностики таких решений необходимо специальное оборудование, опыт и профессиональные навыки.

Также вряд ли владельцы автомобилей высокого класса с такой подвеской будут заниматься самодиагностикой. По этой причине мы остановимся на простом «народном» дизайне. 

Как самому проверить подвеску

Сразу замечаем, что никаких специальных инструментов для диагностики ходовой части не требуется. Главное, получить доступ к днищу автомобиля, снять для удобства защиту моторного отсека (если она есть) и обеспечить качественное освещение (переносной фонарь, мощный фонарь и т.п.). Вам также понадобится небольшая монтировка и, в некоторых случаях, домкрат.

Также нужен подъемник или гараж с ямой, так как диагностика подвески без ямы или на эстакаде без вывешивания колес может быть крайне поверхностной. По этой причине в рамках данной статьи мы не будем отдельно рассматривать, как проверить подвеску без ямы.

Передняя подвеска

  1. Итак, диагностика ходовой и передней подвески начинается с проверки верхних опор стоек. Не поднимайте автомобиль, подвеска должна быть нагружена. Вы должны обратить внимание на зазор между чашкой и корпусом. Если зазор большой (около 1,5 см), это говорит о необходимости замены верхних колодок.
  2. Кроме того, машину необходимо раскачивать. Если кузов совершает более двух колебаний, в этом случае амортизаторы пришли в негодность и подлежат замене (помните, что замена производится парами на одной оси).
  3. Затем автомобиль поднимают на подъемнике или домкрате, после чего осматривают амортизаторы. На пыльниках и стебле не должно быть явных пятен или повреждений. Далее возьмите колесо и покачайте его влево-вправо, а также вверх-вниз.
  4. Если слышен стук, это указывает на возможную проблему с рулевой тягой или наконечником рулевой тяги. Для более точного определения причины нужно пригласить помощника, который подберет тягу в момент раскачивания колеса и определит место люфта.
  5. Также странные звуки при раскачивании вверх-вниз указывают на износ шаровой опоры. Кстати, даже если стука нет, это не значит, что шар нормальный. Также проверяется застежка. Как это сделать, рассмотрим ниже.
  6. Следующим шагом является вращение колеса, чтобы определить состояние подшипника колеса. Появление гудения или дребезжания, стука при качении также свидетельствует о проблемах со ступичным подшипником. Вы можете сильно покрутить колесо и схватить пружину. Вибрации на пружине также являются признаком плохого подшипника.
  7. Затем с помощью крепления нужно проверить сайлентблоки рычагов. Проверку лучше всего проводить на подъемнике, так как на домкрате такую ​​работу выполнить сложнее. Глушители необходимо перемещать в продольном и поперечном направлениях в зависимости от подрамника. Всего пара сайлентблоков на рычаг, сильный люфт укажет на необходимость замены сайлентблока. Теперь снова проверьте шаровую опору. Если руками покачать рычаг рядом с опорой вверх-вниз, сильный люфт будет свидетельствовать об износе. Вы также можете вставить монтировку между кулаком и рычагом и потрясти ее. Если все в норме, наличие люфта не должно быть замечено.
  8. Не лишним будет проверить рулевую рейку.

    Обратите внимание: Нужно ли заказывать услуги автоподборщиков?.

    Для диагностики нужно подобрать тягу и ослабить ее вверх-вниз. Не должно быть никаких неудач и потрясений. Важно помнить, что даже при отсутствии кренов со стендом могут быть связаны скрытые проблемы. Так или иначе, неудача укажет на необходимость обязательного ремонта.
  9. Чтобы проверить стабилизатор, обратите внимание на втулки. Для диагностики скоба вставляется между подрамником и стабилизатором возле втулки и активно прокачивается муфта. Также необходимо осмотреть сами фитинги. Изменение формы или явные дефекты будут свидетельствовать о том, что стабилизатор болтается.
  10. Также важно проверить заглушки крепления в рычагах. Для этого нужно раскачать болты с застежкой. В случае люфта болтов необходимо менять крепеж. Список завершается проверкой стабилизаторов поперечной устойчивости. Если подставка сломалась, однозначно есть замена. Если поломки нет, меняют только втулки стабилизаторов поперечной устойчивости.
  11. Нижняя опора двигателя завершает диагностику в рамках проверки передней подвески автомобиля. Также важно уделить внимание осмотру других элементов конструкции, которые могут выйти из строя в зависимости от конкретной модели автомобиля. Важно, чтобы все резиновые детали не имели разрывов и других дефектов, чтобы не было заметных провалов и ударов.

Как проверить подвеску на задней оси

    • Конструктивно задняя полунезависимая подвеска намного проще передней. В проверке нуждаются только ступичные подшипники, амортизаторы, пружины и сайлентблоки. Чтобы понять, как проверить пружину, достаточно осмотреть витки на наличие трещин, а также посмотреть на состояние самих витков. Наличие явных царапин и даже вмятин в местах соприкосновения двух витков часто говорит о том, что пружина упала.

      Также рекомендуем прочитать статью о том, как заменить сайлентблоки передних рычагов своими руками. Из этой статьи вы узнаете об особенностях замены сайлентблоков, а также о том, на какие тонкости и нюансы стоит обратить внимание в рамках этой процедуры.
    • Если визуально амортизаторы в норме и автомобиль не «раскачивает» на поворотах, используйте зажим для проверки сайлентблоков в нижней части амортизаторов. Если расслоений и других дефектов не видно, деталь полностью исправна. Также необходимо следить за состоянием резиновых втулок на балочном блоке. Иногда ломается такой сайлентблок на подержанном автомобиле. В результате балка просто висит на болте крепления в кронштейне. Это приводит к ударам, нарушению сход-развала и так далее
    • Вообще задняя полунезависимая балка издает сильные толчки довольно редко. Чаще о проблемах с подвеской свидетельствует ухудшение устойчивости и управляемости. В этом случае замена задних амортизаторов и пружин не решает проблему или решает ее лишь частично. 

Рекомендации

Хотя диагностика ходовой техники своими руками вполне возможна в обычном гараже, рекомендуется периодически проводить проверки на заправочных станциях с привлечением опытных специалистов. Дело в том, что опытный автослесарь быстро и точно определяет неисправности, а также может указать причину, по которой та или иная деталь вышла из строя.   

Вам необходимо регулярно проверять подвеску, так как некоторые неисправности могут быть неочевидными, а в экстренной ситуации проблемы могут быть серьезными. Например, если вырвана шаровая опора или застрял ступичный подшипник, это может привести не только к неожиданной поломке самого автомобиля, но и к аварии.

Также рекомендуем прочитать статью о том, какие амортизаторы лучше выбрать для автомобиля, газовые, масляные или газойлевые. В этой статье вы узнаете о преимуществах и недостатках разных типов амортизаторов, а также о том, какие стойки лучше выбрать.

Также, даже работающие на 50% амортизаторы или изношенные сайлентблоки и втулки стабилизатора вызывают существенное ухудшение устойчивости и управляемости автомобиля. В результате автомобиль становится менее управляемым и тормозит, теряет курсовую устойчивость и так далее  

При неспешной езде по городу это менее заметно, но после выезда с трассы и на большой скорости риск потерять управление и попасть в аварию значительно возрастает. В случае неисправности тех или иных элементов нагрузка на другие части подвески, ходовой части и рулевого управления также увеличивается автоматически. В результате их ресурс тоже значительно снижается, а комплексный ремонт подвески однозначно будет дороже. 

Больше интересных статей здесь: Советы.

Источник статьи: Проверка подвески своими руками: что нужно знать.